Строительство ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс» близится к завершению. Планируется, что судно с функционалом научного центра отправится в первый рейс осенью 2022 года для проведения полярных исследований в области гидрометеорологии и климатологии. Проект 00903 не имеет аналогов в мире по прочности корпуса и автономности плавания.
Контракт между АО «Адмиралтейские верфи» (входит в ОСК) и Росгидрометом на строительство ЛСП подписан в апреле 2018 года. Судно заложено 10 апреля 2019 года. Строительство заказа проходит в рамках реализации государственной программы по социально-экономическому развитию Арктического региона Российской Федерации.
С помощью уникального судна проекта 00903 будут проводиться новые исследования Арктики. Проект платформы разрабатывался в сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел», АО «Адмиралтейские верфи» и ФГБУ «ААНИИ». Для разработки исходных технических требований к проекту был проанализирован опыт ФГБУ «ААНИИ» по организации, проведению и результатам исследований дрейфующих станций «Северный полюс» за всю историю их существования (всего 40 станций с 1937 по 2013 годы).
В ходе совещания по вопросам развития Арктики под председательством президента России Владимира Путина, состоявшегося в апреле 2022 года, министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов сообщил, что платформа «Северный полюс» отправится в первый рейс в сентябре 2022 года из Мурманска.
По его словам, ходовые испытания судна должны состояться в мае. «В июле «Северный полюс» станет под флаг, в сентябре из Мурманска платформа отправится в первый рейс, в октябре мы должны вморозиться в лед. Инженеры на практике оценят, как она работает, потом технические сотрудники уступят место ученым, и начнется полномасштабная экспедиция. Мы, кстати, приглашаем принять в ней участие и ученых из других стран — границ у науки не существует», — заявил министр.
Как ранее «ПортНьюс» рассказали в пресс-службе «Адмиралтейских верфей», в конце 2021 года на платформе были запущены два носовых вспомогательных дизель-генератора, успешно проведены их первые пуски. В январе специалисты подготовили главное машинное отделение под первые пуски кормового вспомогательного дизель-генератора и главного дизеля, в конце января был произведен первый пуск. Тогда же был завершен монтаж палубных кранов, спланирована работа по программе швартовных испытаний, на судно помещены океанографические лебедки, произведен монтаж и электромонтаж П-образной рамы.