За последние десять лет российские судовладельцы получили 251 единицу новых морских транспортных судов общим дедвейтом 4,8 млн т. В том числе 28 морских и смешанного река-море плавания транспортных судов суммарным дедвейтом 289,5 тыс. т, из которых 71,4% построены в России.
Специалисты Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (АО «ЦНИИМФ») проанализировали наличие морского транспортного флота и поставки судов для отечественных судовладельцев за 2021 год. В соответствии с исследованием, общая численность судов морского транспортного флота, контролируемого российскими судовладельцами, по состоянию на начало 2022 года составила 1506 единиц суммарным дедвейтом около 23,4 млн т. Более половины тоннажа (60,8%) приходится на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами.
Флот под флагом России составил 1248 судов общим дедвейтом 9,2 млн т, из них сухогрузных — 825 единиц суммарным дедвейтом 4,5 млн т, наливных — 352 единицы общим дедвейтом 4,6 млн т.
Флот под иностранными флагами оценивается в 258 судов общим дедвейтом 14,2 млн т, из них сухогрузных — 127 единиц суммарным дедвейтом 2,8 млн т, наливных — 130 единиц общим дедвейтом 11,5 млн т.
Структура флота по месту регистрации, сложившаяся за последние 10 лет, остается неизменной. Основная доля современного крупнотоннажного наливного флота российских судовладельцев зарегистрирована под иностранными флагами. Исключение составляют лишь суда, осуществляющие перевозки нефти в Арктическом регионе. В структуре флота под флагом России преобладают сухогрузы река-море плавания. Значительный объем по дедвейту в наливном флоте занимают крупнотоннажные танкеры, используемые в качестве накопителей в Кольском заливе (Мурманск) и на рейде порта Кавказ.
Крупнейшими компаниями, эксплуатирующими флот под флагом России, являются ГК ПАО «Совкомфлот» (15 судов суммарным дедвейтом 706 тыс. т), ООО «Трансморфлот» (22 судна суммарным дедвейтом 558 тыс. т) и АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» (86 судов суммарным дедвейтом 477 тыс. т).
Средний возраст морского транспортного флота, контролируемого Россией, составляет 16,4 лет, при этом средний возраст судов под флагом России — 20,4 лет, а судов под иностранными флагами — 13,8 лет. Наиболее молодым является наливной флот.
За последние десять лет российские судовладельцы получили 251 единицу новых морских транспортных судов общим дедвейтом 4,8 млн т.