журнал №1.1 (май 2022)

Рыбопромысловый флот

Неспешная реформа

Реформа рыбопромышленной отрасли, так называемая программа «квота под киль», пробуксовывает из-за срыва сроков строительства промыслового и краболовного флота на российских верфях. Из 105 заявленных к строительству судов к началу 2022 года заказчикам передано лишь восемь.

Из-за санкций сроки ввода новых судов для рыбаков могут снова сдвинуться. Чтобы поддержать участников первого этапа реформы, власти рассматривают вариант автоматической пролонгации уже заключенных договоров на 2 года на прежних условиях, целесообразность же проведения второго этапа реформы теперь под вопросом.

Всовременной России флот для рыбаков практически не строили. Затянувшуюся паузу удалось прервать лишь с принятием федерального закона № 349-ФЗ от 3 июля 2016 года. Он ввел новый вид квот на добычу водных биоресурсов, привязанных к инвестиционным целям, — так называемые «квоты под киль». В рамках реформы отрасли рыбопромышленники, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов, обязаны покупать новые суда в РФ. Инвестквоты стали драйвером развития гражданского сегмента судостроения. На российских верфях было размещено несколько десятков заказов, и уже в 2019 году заказчик получил первые два траулера-­сейнера «Ленинец» и «Командор».

В мае 2019 года был подписан закон, вводящий в дополнение к историческим инвестиционные квоты и на вылов краба, которые составляют 50% общего допустимого улова.

За победителем аукциона закрепляется квота на 15 лет и обязательство построить на отечественных верфях специализированное судно длиной более 50 м.

Новая страница судостроения

Количество контрактов на новые суда для рыбаков сразу увеличилось. По итогам 2020 года по программе «квота под киль» заказаны 94 судна (с учетом краболов). По информации, представленной на совещании под председательством заместителя председателя правительства РФ — полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, по состоянию на март 2022 года по программе инвестиционных квот и обновлению краболовного флота строится 105 судов — 64 рыбопромысловых, в том числе 36 — для Дальневосточного и 28 — для Северного рыбохозяйственных бассейнов, и 41 судно-­краболов.