журнал №1 (2022)

Портовый сервис

Посткарантинная реальность

Стремительный рост тарифов на морские грузовые перевозки в 2021 году негативно сказался на спросе на судовое топливо в российских портах. Объем бункерного рынка России за 2021 год снизился на 10% — до 7,1 млн тонн.

Ослабление карантинных мер и оживление мировой экономики после пандемии COVID‑19 в 2021 году привело к небывалой волатильности ставок фрахта на грузовые морские перевозки, за исключением танкерного сегмента и стагнации пассажирских перевозок. В результате в прошлом году резко менялись сложившиеся годами логистические схемы и тактика работы судоходных компаний. Судовладельцы теперь вынуждены брать больше груза на борт и бункероваться по минимуму до захода в следующий порт, а грузовладельцы ищут новые схемы поставок, в том числе по железной дороге.

Вместе с тем на глобальном рынке довольно устойчиво растут спрос и цены на нефть, что приводит к удорожанию и судового топлива. За прошедший год стоимость бункерного топлива в портах России выросла в среднем на 50%, теряя привлекательность предложения на фоне мировой ценовой политики.

Как следствие, за 2021 год объем продаж судового топлива в российских портах упал на 10% — до 7,1 млн тонн. При этом грузооборот морских портов России в 2021 году вырос на 1,7% и составил 835,2 млн тонн.

Как пояснил президент СРО «Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков» Виталий Ковалев, цены на отечественное бункерное топливо растут как под влиянием общемировых факторов, так и в связи с налоговым маневром, в результате которого постепенно снижается экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты. Это делает экспорт все более привлекательным для производителей ресурса. В результате цены на внутреннем рынке растут и приближаются к мировым.