журнал №1 (2022)

Портовая инфраструктура

Стивидоры отыгрывают спад

Перевалка грузов в портах России, по итогам 2021 года, увеличилась, по сравнению с аналогичным показателем годом ранее, на 1,7% — до 835,2 млн тонн. Медиа-группа «ПортНьюс» совместно с Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) проанализировали динамику грузооборота отечественных портов за прошлый год.

Благоприятная конъюнктура мирового рынка на фоне восстановления экономик после развития пандемии COVID‑19 и предпринятых мер по ограничению ее распространения способствовала росту перевалки грузов в российских портах со II квартала прошлого года. Так, за октябрь-­декабрь 2021 года стивидоры отечественных портов обработали 213 млн тонн грузов, что на 1,7% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Что касается итогов 2021 года в целом, то он определенно оказался чуть лучше предыдущего. Прирост перевалки по итогам года наблюдался по многим грузам, однако в ряде случаев имелась отрицательная динамика. Например, перевалка зерна в 2021 году сократилась на 15,8% — до 42,4 млн тонн. Падение грузооборота зерна было связано как с пониженным сбором зерновых под влиянием неблагоприятных погодных условий, так и с вводом экспортных пошлин для обеспечения продовольственной безопасности страны. В результате произошло перераспределение отгрузки между экспортным и внутренним рынками.

Положительную динамику продемонстрировал экспорт нефтеналивных грузов. Если в 2020 году из-за жестких локдаунов и соглашений ОПЕК+ спрос на нефть и ее добыча в мире резко сократились, а Россия снизила экспорт нефти и нефтепродуктов на 41% и 32%, соответственно (в стоимостном выражении), то в 2021 году наблюдался столь же резкий восстановительный рост, обеспеченный отложенным спросом. Это привело к соответствующему росту поставок нефтеналивных грузов через морские порты: объем перевалки нефти вырос на 1,3%, нефтепродуктов — на 2,7%.