В 2021 году количество сданных судов и кораблей в России тоннажем более 50 тонн сократилось до 91 единицы (по предварительным данным), что на 15% меньше, чем годом ранее. Гражданское судостроение снизило темпы строительства новых судов, между тем военное кораблестроение демонстрирует рост, установив рекордный показатель по сдаче с 2014 года.
Совокупный тоннаж сданных в России крупных и средних судов, по итогам 2021 года, сократился на 34,5% — до 358 тыс. тонн (в 2020 году — 546 тыс. тонн), следует из исследования Infoline. Гражданское судостроение продемонстрировало падение на 42% — до 228 тыс. тонн, а военное кораблестроение — рост на 15% — до 80 тыс. тонн, достигнув максимального значения за последние 8 лет, подчеркивают аналитики.
На начало 2022 года на российских верфях заказаны и находятся в стадии строительства более 550 кораблей и судов совокупной стоимостью свыше 3,1 трлн руб., общим тоннажем более 7,3 млн тонн, отмечается в исследовании. Производственные мощности большинства ведущих российских верфей на начало 2022 года загружены полностью, что часто заставляет заказчиков искать исполнителей среди иностранных верфей.
Несмотря на загрузку мощностей, маржинальность верфей сокращается из-за кратного роста цен на металлы и расхождения фактической стоимости строительства судов с проектной документацией. Поэтому судостроители поднимают вопрос об изменениях ценообразования на законодательном уровне.
Успехи кораблестроения
Предприятия Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, в нее входит более 40 верфей и КБ) в прошлом году передали заказчикам 18 кораблей и судов. За 2021 год были сданы шесть новых боевых кораблей, в том числе три атомные подводные лодки «Князь Олег», «Казань» и «Новосибирск». Сдача трех атомных крейсеров в течение столь короткого промежутка времени ранее происходила только в советские годы, отмечают в ОСК.