Крюинговые агентства отмечают снижение общего уровня профессионализма плавсостава. На фоне повышения требований к экипажам, а также в связи с выходом на линии новых технически сложных судов ледового класса — это тревожная тенденция. Ожидается, что исправить сложившуюся на кадровом рынке ситуацию помогут специализированные центры, оснащенные современными тренажерами.
Российские моряки востребованы на мировом рынке. Причем больше ценятся работодателями люди, которым около 40 лет, поскольку уровень подготовки тех, кто помоложе, зачастую очень низкий. «Если судить по Калининграду, то из всех выпускаемых моряков реально может работать на серьезных современных судах загранплавания, танкерах, химовозах, газовозах и т. п. — где-то половина. Из петербургских выпускников, наверное, процентов 60», — сказал ИАА «ПортНьюс» директор морского агентства «Синильга» Сергей Никитин.
Такая ситуация явно не устраивает ни руководство судоходных компаний, ни чиновников, ответственных за развитие морского флота и формирование перспективных морских магистралей, в том числе Северного морского пути (СМП). Поэтому в стране начали предприниматься меры, направленные на повышение качества морского образования.