журнал №4 (декабрь 2021)

Логистика

Первый пошел

Шестилетняя дискуссия о возобновлении перевозки контейнеров по системе РЖД в полувагонах и обратной загрузке подвижного состава завершена. Осенью 2021 года «Восточный Порт» отправил из Приморья в европейскую часть России первый контейнерный поезд из полувагонов.

АО «Восточный Порт» (портовый актив УГМК) в начале ноября 2021 года осуществило первую операцию отправки партии из 68 двадцати- и сорокафутовых контейнеров с импортными товарами и промышленным сырьем со станции Находка-­Восточная Дальневосточной железной дороги в Московскую область. Этот контейнерный поезд состоял из 56 полувагонов, в которые на терминале универсального специализированного комплекса АО «Восточный Порт» (ППК1) были погружены контейнеры.

ОАО «РЖД», которое с 2014 года разрешало перевозить контейнеры только на специальных фитинговых платформах, в августе 2021 года дало добро на тестовое использование полувагонов в перевозках контейнеров с Дальнего Востока.

Раньше считалось, что процесс крепления контейнера на полувагоны слишком трудоемкий и выполним только вручную. Однако новая технология погрузки предполагает крепление габаритной металлической тары надувными пневмооболочками вместо деревянных подпорок. Таким образом, упрощается использование профицитного подвижного состава, обычно отправляющегося порожним из портов Дальнего Востока после выгрузки металла или угля.

Технология формирования и отправки контейнерных поездов из полувагонов, а не из привычных фитинговых платформ позволит выровнять сложившийся дисбаланс на сети дорог в обеспечении подвижным составом контейнерных перевозок. Особенно это актуально для Дальневосточной железной дороги, на дистанции которой с января по октябрь 2021 года наблюдается высокий рост контейнерных перевозок и, соответственно, дефицит фитинговых платформ.