Резкий рост ставок на контейнерные перевозки привел к колоссальным изменениям как в мировой, так и в российской логистике. Пока контейнерные компании подсчитывают рекордные прибыли, на горизонте 2022 года замаячил кризис профицита мощностей.
Ставки фрахта на морские перевозки контейнеров, по сравнению с уровнями 2019 года, взлетели в разы и, скорее всего, продолжат рост до конца 2021 года. Так, китайский индекс ставок контейнерного фрахта на маршруте Китай — Европа в начале ноября текущего года достиг 5500 пунктов (рост в 5,5 раза).
Причиной столь резких изменений на рынке контейнерных перевозок стал как отложенный за время локдаунов спрос, поддержанный правительственной помощью населению, так и его переориентация с услуг, требующих путешествий или личных контактов, на материальную продукцию.
Грузовладельцы стали искать альтернативные пути доставки грузов, в том числе транзитом через Россию с использованием дальневосточных портов и железной дороги. Стивидорные компании, в свою очередь, начали в срочном порядке перепрофилировать свои мощности под работу с контейнерами. Инвестиции хлынули по всей цепочке контейнерной логистики: начиная от строительства нового морского контейнерного флота, развития терминальных и логистических мощностей и заканчивая производством фитинговых платформ для железнодорожных перевозок.