журнал №3 (2021)

Морской транспорт. Инфраструктура

Безупречный инвестор

АО «Восточный Порт», успешно завершив инвестиционный проект по созданию Третьей очереди специализированного угольного комплекса, продолжило работу по расширению пропускной способности железной дороги на подходе к порту. Предприятие применяет наилучшие доступные технологии для перевалки угля и реализует масштабную социальную программу.

Осенью 2019 года АО «Восточный Порт» завершило крупнейший частный портовый инвестиционный проект на Дальнем Востоке стоимостью более 40 млрд руб. В эксплуатацию была введена Третья очередь специализированного угольного комплекса.

Оставалось решить проблему расширения пропускной способности железной дороги к терминалам дальневосточников для доставки кузбасского угля. Понимая грандиозный масштаб цели — кратное увеличение перевалки, с учетом существующих проблем по модернизации Восточного полигона и огромной нагрузки на ОАО «РЖД», «Восточный Порт» выступил в роли безупречного инвестора, взял на себя модернизацию припортовой инфраструктуры, предназначенной для увеличения приема вагонов с кузбасским углем.

В рекордные сроки, всего за три года, «Восточный Порт» построил два полностью электрифицированных железнодорожных парка с внедрением цифровых технологий управления инфраструктурой. Парк «Б» отправления порожних вагонов был безвозмездно передан на баланс ОАО «РЖД», в том числе для обслуживания компаний, расположенных в бухте Врангеля. В его строительство порт инвестировал 2,7 млрд руб. Второй парк — парк необщего пользования «Новый» с объемом инвестиций 2,8 млрд руб. предназначен для приема груженных углем поездов, прибывающих к терминалу. На его территории построено 12 железнодорожных путей протяженностью 19 км, каждый из которых может принимать составы длиной в 71 вагон.

В ноябре 2020‑го состоялось торжественное открытие парка приема груженых составов необщего пользования «Новый». Церемония сдачи в эксплуатацию парка «Новый» проходила в режиме телемоста с Москвой. Команду к приему первого состава с кузбасским углем из Москвы дал премьер-­министр России Михаил Мишустин. Ввод в эксплуатацию парка «Новый» означает завершение модернизации «последней мили» Транссибирской магистрали — припортовой станции Находка-­Восточная. Железнодорожная инфраструктура портовиков позволит загрузить мощности угольного терминала до 55 млн тонн в год.

По наилучшим доступным технологиям

Сегодня АО «Восточный Порт» является одним из наиболее высокотехнологичных предприятий отрасли. На всех этапах перегрузки угля на морской транспорт стивидорная компания применяет комплекс наилучших доступных технологий, минимизирующих воздействие производственной деятельности на окружающую среду. Эта совокупность технологий уникальна в России и в мире. В частности, это закрытые вагоноопрокидыватели, крытые конвейерные линии и пересыпные станции с системами аспирации, а также судопогрузочные машины, оснащенные локальной и всесезонной системой орошения угольного потока, обеспечивающие герметичную погрузку угля в трюмы судов.

Принципиальный акцент в своей деятельности АО «Восточный Порт» делает на Комплексную экологическую программу, которую реализует с 2018 года. Это необходимое условие работы и одна из ключевых компетенций предприятия. Компания стала первым угольным терминалом Дальнего Востока, получившим в январе 2018 года сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента».

Стивидор постоянно совершенствует производственные процессы с точки зрения минимизации негативных последствий для окружающей среды, основываясь на лучших мировых практиках. Общая сумма инвестиций в экологические мероприятия с начала реализации Комплексной экологической программы составляет около 6 млрд руб.

В «Восточном Порту» основу системы экологической безопасности составляет комплекс пылеветрозащитных сооружений высотой до 23 м и протяженностью более 3 км. Это самые масштабные защитные сооружения на Дальнем Востоке в настоящее время. При их проектировании были проведены соответствующие исследования, связанные в том числе с математическим моделированием розы ветров в бухте Врангеля. Сегодня защитные экраны позволяют обеспечить пылеподавление более чем на 90%. Дополняют ветрозащиту аспирационные системы, установки «сухого тумана», водного орошения, очистки технических вод, тепловизоры и снегогенераторы.

Успешно прошли испытания и внедряются в производство на складских площадях всесезонные мобильные системы пылеподавления: движущиеся по рельсам самоходные портальные комплексы с мощными снегогенераторами. Стоит отметить и внедрение новейшей системы пылеподавления на складских машинах, стакерах и реклаймерах на основе мелкодисперсного распыления воды, которая в России установлена только на производственных площадях «Восточного Порта».

Забота о людях

АО «Восточный Порт» входит в число крупнейших налогоплательщиков Приморского края. В 2020 году стивидор перечислил в бюджеты всех уровней более 3 млрд руб. Львиная доля из этой суммы, более 2 млрд руб., была направлена в региональный и местный бюджеты.

За последние пять лет АО «Восточный Порт» инвестировало более полумиллиарда руб­лей в развитие социальной сферы — руководство предприятия следует проверенному правилу: эффективная социальная политика и ответственные, партнерские отношения с работниками и их семьями — важный фактор для долгосрочного устойчивого развития компании.

Социальная политика компании — это прежде всего хорошо продуманная система инвестиций в кадры. Основы для создания привлекательных условий труда — высокие заработные платы, социальные гарантии, комфорт и безопасность на производстве — были заложены еще при строительстве порта полвека назад. Сегодня забота о человеке — дело не менее важное, чем внедрение новых технологий, расширение производства, увеличение грузооборота и прибыли. Средняя заработная плата в АО «Восточный Порт» на 80% выше, чем в среднем по региону. Кроме того, стивидор оплачивает до 100% стоимости лечения своих сотрудников или недееспособных членов семей сотрудников. «Восточный Порт» поддерживает семьи работников с детьми, детские сады и школы микрорайона Врангель.

Особое направление — санаторно-­курортное лечение, оздоровление работников АО «Восточный Порт» и их детей. Компания компенсирует 85% стоимости путевки в свой культурно-­оздоровительный центр, расположенный на берегу Японского моря в экологически чистой местности, в одном из самых популярных мест отдыха и оздоровления детей в Приморье.

Также АО «Восточный Порт» уделяет внимание поддержке и развитию спорта. Спорткомплекс «Восточник» является одним из самых крупных и хорошо оснащенных среди спортивных учреждений Находки. В различных секциях работники предприятия и члены их семей занимаются бесплатно, а спортивные команды АО «Восточный Порт» регулярно становятся призерами на региональных и даже международных соревнованиях.

Серьезные инвестиции были направлены АО «Восточный Порт» в социальную инфраструктуру поселка. Компания несет ответственность не только перед сотрудниками предприятия, но и перед жителями территории, на которой терминал ведет свою деятельность. Социальная ответственность — важнейшая составляющая работы компании, поэтому руководство организации создает максимально комфортные условия для труда и жизни жителей Врангеля.

Софья Винарова