журнал №3 (2021)

Морской транспорт. Инфраструктура

Опорный порт Арктики

Крупнейший в мире универсальный порт за полярным кругом — Мурманский морской торговый порт стал важным логистическим узлом, предназначенным для решения государственных задач по развитию Северного морского пути и освоению Арктической зоны.

Мурманский морской торговый порт (АО «ММТП», входящее в АО «Национальная транспортная компания»), которому в этом году исполняется 106 лет, — крупнейшая стивидорная компания в Арктической зоне Российской Федерации. Незамерзающий глубоководный порт обеспечивает надежный выход в Мировой океан. Одна из ключевых особенностей порта в том, что он универсальный и может работать с различными грузами, поставляемыми для европейского и азиатского рынков. АО «ММТП» является отправной точкой Северного морского пути, который становится все более востребованным на мировом рынке.

«Мы имеем уникальный опыт более чем вековой работы, при этом активно внедряем новации и надежно обеспечиваем круглогодичное сообщение с важнейшими логистическими центрами во всем мире», — сказал генеральный директор АО «Мурманский морской торговый порт» Алексей Рыкованов. Особенно важно то, что через порт ведется перевалка грузов для реализации арктических проектов и обеспечения жизнедеятельности заполярных регионов.

Индикатор арктической активности

В 2021 году в Мурманском морском торговом порту успешно продолжается реализация арктической программы. В определенном смысле, работа ММТП — это своеобразный индикатор арктической активности в целом.

Знаковый проект этого года — строительство в Мурманской области самого крупного в России за полярным кругом ветропарка «Кольская ВЭС». Его реализация была бы невозможна без АО «ММТП». В апреле здесь была выполнена уникальная операция — перегрузка первой партии основного оборудования для «Кольской ВЭС», а это 16 комплектов гондол, состоящих из 48 тяжеловесных и крупногабаритных грузовых мест весом до 72 тонн. Общий вес грузовой партии составил 2,800 тыс. тонн. Всего портовики обеспечили 17 судозаходов с оборудованием для 57 ветроустановок.

«Оборудование для ветропарка Кольской ВЭС — это проектный груз. Работа с ним требует особой подготовки и четкого взаимодействия всех задействованных структур. Для нас и наших партнеров это была еще одна успешно взятая профессиональная высота», — сказал Алексей Рыкованов.

Также в рамках этого проекта АО «ММТП» приняло участие в успешном освоении нового транспортно-­логистического маршрута по внутренним водным путям (ВВП) Российской Федерации. В июле 2021 года сразу три судна прошли по линии: река Дон — Волго-­Донской канал — река Волга — река Шексна — Волго-­Балтийский канал — река Свирь, а далее — через Неву и Санкт-­Петербург морским путем в Мурманск. Такой маршрут позволил значительно сократить время доставки грузов. Например, если идти морским путем через Черное или Средиземное моря, Гибралтар, вдоль Европы до Мурманска, то продолжительность пути составляет 28–30 суток, а если через внутренние водные артерии — 18–20 суток.

Подобные прорывные проекты ММТП были бы невозможны без совместной работы с «Национальной транспортной компанией» и «Сибирской угольной энергетической компанией» (частью которых является АО «ММТП»), партнеров и органов государственной власти. Синергетический эффект общих усилий уже проявляется в полной мере и выгоден всем участникам. Показательный пример — заключение на Петербургском международном экономическом форуме 2021 года соглашения о сотрудничестве между ПАО «Северсталь» и АО «Национальная транспортная компания».

Согласно достигнутой договоренности, порожние вагоны НТК, доставляющие груз в Мурманский морской торговый порт, на обратном пути направятся на Ковдорский и Оленегорский ГОКи и, загрузившись рудой, отправятся на заводы «Северстали» в Вологодскую область. «Долгосрочность отношений формирует условия для совместных проектов повышения операционной эффективности в перевозках на Кольском полуострове», — отметил председатель совета директоров НТК, генеральный директор АО СУЭК Степан Солженицын.

«Благодаря этому соглашению мы дадим новый импульс оптимизации транспортному сообщению в области.

За год сможем провозить около 2,4 млн тонн груза и в дальнейшем наращивать объемы сотрудничества. А главное — это обеспечивает работу предприятий региона, а также Октябрьской железной дороги», — отметил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Основа грузооборота АО «ММТП» — навалочный груз, прежде всего уголь и железорудный концентрат, производимые на предприятиях Кузбасса, Красноярска, Хакасии, Бурятии, Мурманской области.

Эффективность работы предприятия во многом связана именно с тем, что портовые активы СУЭК, к которым относится и «ММТП», являются технологическим звеном в единой производственной цепи. Как отметил генеральный директор НТК Александр Сапронов, это очень важно для потребителей, находящихся в конечной точке цепи, которая не зависит от конъюнктурных осложнений и тенденций на рынке.

Рекорды года

«В этом и состоит преимущество НТК, так как, управляя и портовыми мощностями, и подвижным составом, мы можем предоставлять клиенту комплексную услугу. Это конкурентное преимущество, которым на рынке располагает небольшое число игроков», — отметил Александр Сапронов.

С каждым годом транспортно-­логистический маршрут через Мурманский морской торговый порт и Северный морской путь становится все более востребованным. Грузовладельцы, опробовав этот маршрут и оценив его преимущества, готовы снова им воспользоваться. В 2021 году «золотой караван» вновь выбрал Северный морской путь для доставки грузов из Мурманска в порты Тихоокеанского района. В августе текущего года сразу четыре балкера — GOLDEN SUEK, GOLDEN ENTERPRISE, GOLDEN FURIOS и GOLDEN PEARL отправились по Северному морскому пути. В августе 2020 года ММТП уже принимал «золотой» флот. Тогда портовики обработали три судна. В текущем году программа получила продолжение и была расширена.

По оценкам специалистов, это еще раз подтверждает, что Мурманский морской торговый порт стал важным звеном в логистической цепочке развития Арктики, обеспечивая перевалку грузов в точке начала Северного морского пути. Это подтверждается и новыми производственными рекордами АО «ММТП» текущего года. В апреле 2021 года АО «ММТП» обновил собственный рекорд грузооборота, достигнув планки 1,725 млн тонн (прежний максимальный показатель 1,695 млн тонн).

«Новое достижение работников АО «ММТП» и наших коллег из «Национальной транспортной компании», «Сибирской угольной энергетической компании», компании «ЕвроХим», «Российских железных дорог» и смежных структур — это результат постоянной серьезной работы, направленной на повышение общей эффективности нашей деятельности. Причем подобные успехи важны не только для нас, но и для всех жителей региона, поскольку из такой эффективной работы формируются налоги и другие условия для повышения качества жизни на Севере», — сказал Алексей Рыкованов.

Кроме этого, за июль 2021 года мурманские портовики обработали 180,332 тыс. тонн щебня, что стало новым максимальным показателем месячного грузооборота для этого вида груза. За месяц было обработано шесть балкеров, которые доставили груз, произведенный в Мурманской области и предназначенный для реализации инфраструктурных проектов в российской Арктической зоне.

«Мы успешно обработали свыше 200 тыс. тонн навалочных и генеральных грузов. За июль 2021 года ММПТ выполнил фактические показатели полугодовой перевалки грузов в арктическом направлении нескольких предыдущих лет, — отметил Алексей Рыкованов. — Тем самым мы в очередной раз подтвердили статус крупнейшей в Арктической зоне России стивидорной компании, которая надежно выполняет ответственные и сложные задачи».

Экологический приоритет

Особое внимание в АО «ММТП» уделяется вопросам защиты окружающей среды. На протяжении многих лет предприятие реализует масштабную экологическую программу и активно внедряет подход ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) — принципы развития, основанные на защите экологии, добросовестных отношениях с сотрудниками и клиентами и правильном корпоративном управлении.

Экологическая программа включает 13 проектов. В порту оборудовали и наладили работу уникальной экодиспетчерской, установили снего- и туманогенерирующие пушки, высадили сотни деревьев, по всему периметру терминала установили пылеветрозащитные экраны, которые не только выполняют защитную функцию, но и задали яркую художественную доминанту в городе, доказав, что порт — это не только эффективно со всех точек зрения, но и красиво: вокруг производственной площадки ММТП установлено 1,553 тыс. м конструкций экранов высотой 20 м. Общая площадь смонтированных панелей составила 27,443 тыс. кв. м.

Не случайно, что за достигнутые в 2020 году успехи АО «ММТП» удостоено диплома в номинации «Морская стивидорная компания» конкурса Федерального агентства морского и речного транспорта «Лидер отрасли» и признано победителем в номинации «Лучшее экологическое предприятие».

«Высокая оценка деятельности Мурманского морского торгового порта со стороны органов государственной власти и профессионального сообщества — это, с одной стороны, констатация достигнутого уровня, а с другой, стимул для движения вперед. Мы продолжим эту работу, будем и дальше повышать уровень экологической ответственности порта», — отметил Алексей Рыкованов.

Проекты, реализованные в Мурманском морском торговом порту, легли в основу справочника наилучших доступных технологий, которые применяются в российских портах, и позволили предприятию вой­ти в число лидеров по их внедрению.

Софья Винарова