журнал №3 (2021)

Морской транспорт. Инфраструктура

Арктический масштаб

Для освоения ресурсной базы российской Арктической зоны и создания условий для транзита грузов по Северному морскому пути в Арктическом бассейне России планируется реализовать не менее десяти крупных портовых проектов на сотни миллиардов руб­лей.

Мощность портов Арктического бассейна к 2030 году планируется довести до 115 млн тонн в год, а грузопоток по Северному морскому пути — до 110 млн тонн в год, с перспективой увеличения к 2035 году до 160 млн тонн в год.

Добиться указанных результатов предполагается за счет загрузки проектов «Новатэка», экспорта нефти, а также роста перевозок продукции «Норникеля», освоения Сырадасайского угольного месторождения, строительства Баимского ГОКа, ввода терминалов в Мурманской области, реализации проекта «Восток Ойл» и развития транзита.

Сабетта

Порт Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря является, пожалуй, самым многообещающим морским проектом на Северном морском пути. По итогам первого полугодия 2021 года грузооборот порта уже составил 14 млн тонн, из которых более 11 млн тонн пришлось на сжиженный природный газ (СПГ), остальное — на нефть и нефтепродукты.

Порт Сабетта построен в составе проекта «Ямал-­СПГ», который реализует ПАО «Новатэк». Совокупный объем отгрузки с момента запуска первой очереди в декабре 2017 года превысил 25 млн тонн. Всего отправлено более 340 танкерных партий СПГ. Вывоз продукции осуществляется специально построенными 15 танкерами-­газовозами ледового класса Arc7. Последний из них был принят в эксплуатацию в декабре 2019 года.

На противоположном берегу Обской губы «Новатэк» планирует построить терминал «Утренний» уже для следующего проекта — «Арктик СПГ 2». Осенью 2019 года в окончательном виде было утверждено инвестиционное решение по его реализации. Проект создается на ресурсной базе Утреннего месторождения. Суммарная мощность завода, состоящего из трех технологических линий, составит 19,8 млн тонн СПГ в год. Запуск первой линии планируется в 2023 году, второй и третьей — в 2024 и 2026 годах, соответственно. Капитальные вложения для запуска проекта на полную мощность оцениваются в эквиваленте $21,3 млрд.

Для терминала «Утренний» необходимы значительные объемы дноуглубления, эти работы должны быть выполнены до 2022 года. Дело осложняется тем, что период без ледовой навигации в месте проведения работ составляет всего 60–70 календарных дней в году. Кроме того, потребуется и реконструкция подходного канала в Обской губе.

С запуском «Утреннего» «Новатэк» сможет вывозить с двух своих терминалов порядка 37 млн тонн СПГ в год, что составляет почти половину из целевого объема в 80 млн тонн в год. Напомним, объем перевозимых грузов по Северному морскому пути должен возрасти к 2024 году до 80 млн тонн. Такая задача стоит в указе президента и предусмотрена Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Росту грузопотока через Сабетту поспособствует и развитие железнодорожной инфраструктуры. Так, продолжением Северного широтного хода (СШХ) должна стать железнодорожная ветка Бованенково — Сабетта, или СШХ‑2, которая обеспечит прямую доставку грузов к морскому порту. Реализация проектов СШХ и СШХ‑2 позволит сделать Сабетту самым восточным портом на трассе Севморпути с подведенной железной дорогой.

Мультимодальные перевозки с использованием нескольких видов транспорта и выходом на Северный морской путь могут оказаться выгодной схемой для грузоотправителей, полагают в руководстве Ямало-­Ненецкого автономного округа.

Севморпуть также открывает перспективы для работы внутреннего водного транспорта. Например, через порт Сабетта с использованием Обь-­Иртышского бассейна можно перевозить зерно. По оценкам, такая логистика будет выгоднее традиционных маршрутов на 20%. Омская область уже работает в этом направлении, разработан план соответствующих мероприятий. Имеющийся потенциал может быть расширен и за счет несырьевого экспорта — продукции с высокой добавленной стоимостью. В частности, регион планирует выйти на глубокую переработку зерна, продукты которой, в том числе белок, особо востребованы в Азиатско-­Тихоокеанском регионе. Экспортные транспортные потоки могут быть увеличены также за счет льна и полезных ископаемых.