1. Главная
  2. Журналы
  3. ПортНьюс
  4. Журнал №3 (2021)
  5. Судоремонт проверят новым флотом

журнал №3 (2021)

Морской транспорт. Инфраструктура

Судоремонт проверят новым флотом

Новый высокотехнологичный рыбопромысловый флот, строящийся в России под инвестквоты, нуждается в регулярном обслуживании и текущем ремонте. Но отечественные судоремонтные предприятия обеспечивают лишь 15% от потребностей рыбаков. Остальная часть ремонтов проводится за рубежом. Накопившиеся в отечественном судоремонте проблемы невозможно решить без повышения внимания и стимулирующих мер со стороны государства.

Благодаря программе инвестиционных квот в России началось беспрецедентное по масштабу строительство рыбопромыслового флота. Только на первом этапе применения нового инструмента господдержки — «квоты под киль» — с российскими верфями заключены 55 договоров строительства рыболовных судов и 41 договор — на суда-краболовы. Подводя итоги первого этапа программы, заместитель руководителя Росрыболовства Хасан Лихов сообщил, что объем инвестиций оценивается на уровне 213 млрд руб., из которых почти 88% — в обновление флота (предполагается строительство 25 судов для Северного бассейна и 30 судов — для Дальнего Востока). Выход новых судов на промысел позволит обновить добывающие мощности на Северо-­Западе на 80% и на 40% — на Дальнем Востоке. В период с 2019 по 2021 годы Росрыболовство реализовало 50% квот на вылов краба на аукционах с инвестиционными обязательствами: 1 лот соответствует одному судну-­краболову. Всего был распределен 41 лот, соответственно, каждый предполагает строительство краболова, из которых 15 будут строиться на Дальнем Востоке. Общий объем инвестиций в строительство составит порядка 60 млрд руб.

Приток заказов оказался серьезным испытанием для судостроительных заводов. Верфи оказались не готовы «с лету» выполнить обязательства по контрактам, графики строительства судов стали сдвигаться.

«Для наших предприятий это был вызов. Приступая к строительству рыболовецких судов, мы открыли для себя страницу, которая либо не существовала, либо была хорошо забыта в советские годы, когда создание траулеров и сейнеров отдали на откуп верфям стран СЭВ. Поэтому в России таких компетенций не сохранилось», — сказал глава АО «ОСК» Алексей Рахманов, выступая на сессии «Инвестквоты 2.0: путь к интенсивному развитию» в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).

Судостроители были вынуждены спешно осваивать новые компетенции, модернизировать и обновлять производственные мощности. Задача непростая, особенно если учесть, что государственных механизмов поддержки для верфей внедрено не было. К июлю 2021 года рыбакам передано всего пять судов. «Строительство последнего судна в рамках первого инвестиционного цикла должно завершиться в 2025 году», — сказал Хасан Лихов.