В январе 2022 года вступит в силу закон об обязательствах инвесторов в морских портах России. Бизнес-сообщество и эксперты документ критикуют. Впрочем, как обычно, правоприменение нового закона во многом будет зависеть от подзаконных актов, которые еще разрабатываются.
Законопроект, вводящий ответственность для инвесторов морских портов, был внесен правительством в Госдуму в начале декабря 2020 года. В соответствии с документом частные инвесторы при инвестициях в портовую инфраструктуру будут должны предоставлять органам власти инвестиционную декларацию, на основе которой будут заключаться соглашения о создании объектов инфраструктуры морского порта или их реконструкции.
В эту декларацию должны включаться обязательства инвесторов по размеру инвестиций, срокам ввода в эксплуатацию объекта и объемам грузов, которые будут переваливаться через порты. Инвесторы должны будут предоставить по этим обязательствам денежное обеспечение или банковскую гарантию, «соразмерную» вкладу в проект государства, либо инвестиций РЖД, или средств Росавтодора и Росморречфлота. За неисполнение любого из этих требований инвестор штрафуется.
Новации как в портовом сообществе, так и в экспертной среде восприняли негативно. Так, в письме Ассоциации морских торговых портов на имя председателя Совета Федерации Федерального собрания России Валентины Матвиенко говорилось о высоком риске существенного оттока инвестиций в порты. «Законопроект несет в себе дополнительные риски разрушения благоприятного инвестиционного климата, сложившегося за последние 25 лет в одной из самых успешных отраслей — в портовом строительстве в России, риски существенного оттока инвестиций», — сказано в письме.