журнал №2 (июнь 2021)

Портовая инфраструктура

Цифровое развитие порта

Внедрение системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологий информационного моделирования (BIM — Building Information Model — технологии, применяемой на этапе проектирования и строительства, и Digital Twin — Цифрового Двойника, используемого в процессе эксплуатации) предполагает оцифровку территорий и объектов. Компания TAZMAR MARITIME выполняет комплексные работы по построению Цифровых Двойников объектов капитального строительства и инфраструктуры портов.

Цифровые Двойники являются основой цифровой трансформации, от отдельных активов до целых городов, предлагая модель, при которой все участники получают одинаковые исходные данные (качество, уровень точности, надежность, глубину детализации) и самостоятельно интерпретируют их в соответствии со спецификой задач и потребностями.
Европейские морские порты, такие как Роттердам, Гамбург или Хамина-Котка, уже не первый год ведут работы по оцифровке своих территорий и созданию Цифровых Двойников для увеличения эффективности управления.

Цифровой Двойник используется для:
• безопасности мореплавания и проводки судов на акваториях, расчета безопасных глубин в режиме онлайн;
• планирования грузовых операций и логистики внутри порта;
• расчета износа конструкций и планирования ремонтных работ.

При постоянно растущем грузообороте и чувствительной к срывам сроков портовой логистике безаварийная и прогнозируемая эксплуатация гидротехнических сооружений (ГТС) — необходимый минимум, который должен обеспечиваться ответственными ведомствами. Такая эксплуатация может быть обеспечена не только благодаря вовремя проведенным обследованиям и контролю за состоянием акватории и ГТС, но и за счет использования единой системы представления информации всем заинтересованным сторонам.

Внедрение концепции Цифрового Двойника в процесс реконструкции ГТС как одного из этапов жизненного цикла объекта капитального строительства видится абсолютной
необходимостью. Оцифровка объекта при реконструкции ГТС — незаменимый инструмент экономической безопасности проектов и продления их жизненного цикла, в том числе и давно созданных.

Например, берегоукрепления «Северной дамбы» на Калининградском морском канале датируются 1901 годом, а «Мол ограждающий Восточный» в Темрюке датируется 1910 годом постройки. Инженерно-строительная документация этих уникальных гидротехнических сооружений устарела и, скорее всего, не актуальна для эффективного планирования и ведения работ по реконструкции. Создание Цифрового Двойника подобных объектов обеспечит возможность построения на основе 3D-модели точных исполнительных чертежей сооружения в целом и его элементов, позволив решить несколько задач.

В их числе:
• качественный анализ геометрических параметров несущих конструкций объекта;
• точный расчет объемов необходимого ремонтного материала;
• построение точных обмерных чертежей и планов для целей демонтажа и монтажа оборудования и конструктивных элементов на сооружении;
• итоговое обновление и актуализация исполнительной и эксплуатационной документации по ГТС.

Компания TAZMAR MARITIME выполняет комплексные работы по построению Цифровых Двойников объектов капитального строительства и инфраструктуры портов, используя самое современное оборудование, оптимизированные технологические процессы и актуальное программное обеспечение.

Специалисты компании проводят комплексные инженерные изыскания методом комбинированной съемки, обеспечивая максимально полное и бесшовное покрытие данными измерений высокого разрешения с использованием новейших высокоточных сонаров, лазерных технологий, и технологии фотограмметрии для создания точных цифровых 3D-копий физических активов.

Эти данные используются в качестве цифрового банка данных, связывая трехмерную модель конструкции в реальных координатах с метаданными, такими как результаты проверки, фотографии, детали конструкции или чертежи.

Важно, что команда TAZMAR MARITIME также является системным интегратором инновационных технологий, предлагая внедрение аппаратно-программного комплекса, который может быть адаптирован под ключ для заказчика.

Следует отметить, большой потенциал использования Цифровых Двойников при проведении периодичных повторных обследований ГТС. При таком подходе ремонтные работы будут наглядны и иметь высокую степень автоматизации. Все изменения на объекте, происходящие с течением времени, за счет сравнения точных данных состояния объекта ДО и ПОСЛЕ позволят проводить реконструкцию ГТС быстрее, экономичнее и с качественным повышением уровня контроля со стороны и более ответственным отношением подрядчиков. По мере централизованного накопления массива данных о физических активах и их жизненном цикле (в особенности о структурных изменениях, влияющих на безопасность и эффективность функционирования ГТС) применить технологии Big Data и AI для прогноза остаточной эксплуатационной долговечности конкретно взятого объекта ГТС.

Цифровой Двойник не может существовать «в статике», т. к. сама суть концепции подразумевает полное соответствие цифровой модели реальному состоянию физического актива и технологических процессов, связанных с его функционированием. Обеспечить возможность оперативного обновления информации призван такой элемент внедряемой системы, как применение роботизированных автономных платформ сбора данных — автономных надводных аппаратов (АНА) и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Морские и воздушные дроны являются логическим продолжением применения удаленных технологий обследования ГТС и предоставляют огромные возможности по оптимизации расходов морских изысканий.

Для создания Цифрового Двойника необходимо использовать современные технические средства и оборудование, которые могут предоставлять комплексный, многомерный, крупномасштабный набор данных с высоким разрешением. Компания TAZMAR MARITIME имеет на вооружении новейшие автоматические гидрографические комплексы на основе многолучевых эхолотов высокого разрешения и модули воздушного сканирования и аэрофотосъемки на базе промышленных воздушных дронов.

Комбинирование различных носителей — надводного и воздушного позволяет специалистам компании выполнять обследование гидротехнических сооружений с высочайшим качеством и полнотой покрытия данными, что обеспечивает возможность сформировать Цифровой Двойник объекта — виртуальную копию физического актива.

Компания TAZMAR MARITIME предлагает свои услуги по внедрению концепции цифрового управления жизненным циклом объектов инженерной инфраструктуры портов посредством создания Цифровых Двойников гидротехнических сооружений при помощи передовых технических средств и современного программного обеспечения.

Описанные выше технологии доступны на территории РФ благодаря TAZMAR MARITIME — и в силу этого компания предлагает проведение совместных пилотных проектов с заинтересованными компаниями с последующей разработкой стратегии использования цифровых сервисов в деятельности учреждений — эсплуатантов объектов ГТС.

Реализация подобных проектов может стать подспорьем в разработке новых стандартов и регламентирующей документации, поможет персоналу оценить возможности подобных систем и точнее оценить необходимые финансовые вложения в развитие цифровых методов управления и эксплуатации объектов ГТС.

TAZMAR MARITIME
sales@tazmar.ru
(812) 633–36–09
www.tazmar.com