Разговоры о переносе портовых мощностей Большого порта Санкт-Петербург за город ведутся десятилетия. Последняя инициатива вышла на уровень президента РФ. Проект обещает быть сложным, дорогим и долгосрочным. Помимо терминалов, возможно, придется переносить и стратегические верфи. Эксперты оценивают идею по-разному, опасаясь, что вывод порта
обернется потерей рабочих мест и перетеканием грузов в Прибалтику.
Президент АО «Трансмашхолдинг» Андрей Бокарев направил на имя президента России письмо (копия имеется в распоряжении «ПортНьюс»), в котором предложил перенести портовые мощности Большого порта Санкт-Петербург из внутренних районов города. По мнению автора письма, наиболее целесообразен перенос мощностей в порт Усть-Луга.
Освободившиеся площади (примерно 600 га) предлагается отвести под редевелопмент, жилую и коммерческую застройку.
Речь идет о переносе более 20 объектов с территории города, включая «Морской порт Санкт-Петербург» и «Контейнерный терминал Санкт-Петербург », Балтийский балкерный терминал, Первый контейнерный терминал и «Петролеспорт» и т. д. Выручка резидентов территории составит 130 млрд руб. в год, а после реализации проекта — 1,5 трлн руб., инвестиции в развитие порта — 440 млрд руб.
В письме указано, что проект оценивается как рентабельный и может быть реализован за счет средств инвесторов с использованием механизма ГЧП и средств ВЭБ.РФ. В резолюции Владимира Путина поручено проработать данный проект с профильными министерствами и ведомствами.
Если говорить о редевелопменте всех грузовых районов порта, то, очевидно, необходимо что-то делать и с Северной верфью, занимающейся оборонными заказами, а также, возможно, с Кировским заводом. В противном случае кварталы, которые появятся на территории порта, будут окружены промышленным поясом и потеряют свою привлекательность. Так как останавливать работу заводов нельзя, необходимо параллельно строить новые производственные площадки за городом. Кто это будет делать и на какие средства — один из многих вопросов, которые возникают в случае реализации проекта по переносу порта.