АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс» инициировала и построила в кратчайшие сроки инновационное судно — речной пассажирский теплоход проекта 03622 «Чайка-СПГ». Также корпорация возобновила строительство легендарных «Метеоров»: в марте 2021 года состоялась церемония закладки корпусов двух скоростных пассажирских судов на подводных крыльях проекта 03830 «Метеор-2020».
С 2018 года свою деятельность ведет крупный географический кластер отечественного судостроения — АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс» (корпорация, группа компаний АО «Холдинговая компания «Ак Барс»).
Стратегическими целями развития корпорации являются диверсификация деятельности, рост продаж гражданской продукции и увеличение доли собственных работ в судостроении. В настоящее время предприятия корпорации вышли на 20% выпуска гражданской продукции от общего объема производства.
В 2020 году при поддержке правительства Республики Татарстан корпорация активно работала над речным пассажирским судном проекта 03622 «Чайка-СПГ». В России подобные суда для речного пассажирского флота еще не строились, и корпорация стала первой компанией, проявившей такую инициативу. Идея создания проекта впервые зародилась на совещании с представителями компании «Газпром газомоторное топливо». Во время совместных обсуждений был поднят вопрос: а могут ли татарстанские корабелы строить суда, работающие на СПГ? Руководство корпорации уверенно заявило, что такая возможность существует.
Специалисты АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» и АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» приступили к реализации этой амбициозной идеи. Судно с двигателями, работающими на сжиженном природном газе (СПГ), проектировалось и строилось одновременно с оформлением требований по регламентам проектирования, строительства и эксплуатации судов на СПГ. Специалистам корпорации потребовалось всего восемь месяцев на воплощение идеи, впервые озвученной в августе 2019 года, в реальный проект. В феврале 2020 года состоялась торжественная церемония закладки корпуса «Чайки-СПГ». Уже в начале августа судно было спущено на воду, а в конце месяца совершило свой первый рейс. Так, СК «Ак Барс» показала, как в кратчайшие сроки может из идеи создать готовый инновационный продукт.
Суда на СПГ — это идея будущего. Во-первых, с точки зрения экологии. Во-вторых, это вопрос экономичности, потому что любой запущенный проект должен быть эффективным.
Третье — это увеличенный моторесурс, который тоже влияет на экономичность и другие характеристики эксплуатации судна. Также корпорация приступила к реализации нового масштабного проекта в сфере гражданского судостроения. На основной судостроительной площадке СК «Ак Барс» — Зеленодольском заводе имени А. М. Горького 2 марта 2021 года состоялась церемония закладки корпусов двух скоростных пассажирских судов на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор-2020» для нужд Ханты-Мансийского автономного округа. Таким образом, произошло возобновление строительства легендарных «Метеоров». Напомним, что Зеленодольский завод имени А. М. Горького с 1961 по 2006 годы был единственным предприятием в России, ведущим серийное строительство СПК «Метеор». Всего заводом было построено более 350 таких судов, как для отечественного речного флота, так и для экспорта в Болгарию, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию и другие страны.
Разработчиком проекта «Метеор-2020» выступает нижегородское проектное бюро ООО «Си Тех», которое усовершенствовало существовавший проект СПК. Новый «Метеор-2020» проекта 03830 на 122 пассажира отвечает международным требованиям по комфортности и безопасности. Модернизированная крыльевая схема обеспечивает судно рядом преимуществ: это уменьшение перегрузок на волнении; большая высота преодолеваемой волны без средств автоматической стабилизации движения; меньшее время выхода на крылья; меньшая амплитуда продольной качки; простота реализации подъема как носового, так и кормового крыльев для движения по мелководью или подхода к необорудованному берегу.
Кроме существенного улучшения мореходности, особое внимание было обращено на создание комфортных условий для пассажиров и экипажа в течение длительных рейсов (8 и более часов). Безопасность судна обеспечена в том числе и запасом топлива на 13 часов непрерывного хода. Просторный салон оборудован удобными креслами, доступом к Wi-Fi, багажным отделением, закрытыми полками для ручной клади. На судне также обеспечены все условия для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, есть специально оборудованные места для родителей с младенцами.
Дизайн современного судна проекта 03830 уже получил престижную награду на европейском конкурсе промышленного дизайна EPDA. Интерес к пассажирским судам на подводных крыльях «Метеор-2020» проявляют и другие российские регионы.
Сейчас СК «Ак Барс» прорабатывает возможность освоения новых проектов судов, работающих на СПГ, традиционном дизельном топливе и электроходу. Одними из наиболее перспективных являются проекты двухпалубных судов каютного варианта, которые будут способствовать развитию туризма по рекам России. При формировании технического задания для проектов таких «двухпалубников» корпорация провела консультации с туристическим бизнесом, на основании которых ведется разработка эскизного проекта. Корпорация планирует представить эти разработки в текущем году на ближайших выставках — Международном военно-морском салоне «МВМС-2021» и Международной специализированной выставке «НЕВА».
АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс»
Адрес: 422546 Россия, Республика Татарстан,
г. Зеленодольск, ул. Заводская, д. 9а
Тел. +7 84371 2-11-66
E-mail: info@sk-akbars.ru
www.sk-akbars.ru