В России усиливается флотилия научносследовательских судов. С ее помощью возможности страны в области исследований Мирового океана и его ресурсов существенно возрастут.
ДРЕЙФУЮЩИЙ ДОМ ДЛЯ ПОЛЯРНИКОВ
Идея создания специального судна, которое бы стало не только домом для полярников, но и местом работы, оснащенным всем необходимым лабораторным оборудованием, давно обсуждается исследователями Арктики и Антарктики. Такое судно, способное дрейфовать вместе со станцией, позволит заниматься научными исследованиями в любую погоду, независимо от состояния льдов, на которых обычно и располагаются полярные станции. Пока таких судов в мире нет. Но скоро они появятся.
Контракт на проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс» между АО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) и Росгидрометом был подписан в апреле 2018 года. Через год, в апреле 2019 года, на АО «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония закладки ЛСП «Северный полюс» проекта 00903.
Проект платформы разрабатывался в сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел», АО «Адмиралтейские верфи» и ФГБУ «ААНИИ». Для разработки исходных технических требований к проекту был проанализирован опыт ФГБУ «ААНИИ» по организации, проведению и результатам исследований дрейфующих станций «Северный полюс» за всю историю их существования (всего 40 станций с 1937 по 2013 годы).
«Проект очень важный не только для России, но и для мировой арктической науки. Многие технологии, которые будут реализованы при строительстве платформы, применяются впервые в мире. «Адмиралтейские верфи» — очень значимый партнер для Росгидромета. Именно здесь построено наше лучшее экспедиционное судно «Академик Трешников», которое сегодня с честью работает в Арктике. Мы надеемся, что это сотрудничество будет успешно продолжаться, — у нас далеко идущие планы по строительству новых экспедиционных судов для Арктики и Антарктики», — отметил на церемонии закладки судна руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Максим Яковенко.
На борту ЛСП «Северный полюс» будет оборудовано 15 научных лабораторий, в которых ученые смогут круглогодично выполнять комплексные исследования. Фактически это полярная станция с функционалом научно-исследовательского центра, которая сможет без привлечения ледокола прибывать к месту проведения работ, дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана в течение двух лет и возвращаться обратно в порт. На одной из палуб будет оборудована взлетно-посадочная площадка для приема вертолетов типа Ми-8 и Ми-38.
Платформа, не имеющая аналогов в мире, станет ключевым звеном в системе прогнозирования погоды и ледовой обстановки, дополнив данные береговых обсерваторий. Судно сможет проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения. Осуществление зимовки с сохранением комфортных и безопасных условий работы и проживания на полярной станции возможно при температуре до −50 °С. «Для качественных прогнозов нам необходимы постоянные данные из Центральной Арктики. Особенно важно, что в скором времени ученые смогут получить эти данные, находясь в комфортных условиях на судне, а не в палатке на льду», — отметил директор ААНИИ Александр Макаров.
В декабре 2020 года состоялся спуск на воду ЛСП «Северный полюс». По информации ААНИИ, к этому моменту готовность платформы составляла 61%: построены корпус и подводная часть, установлены все акустические приборы, находящиеся в подводной части судна, отливные патрубки, подруливающее устройство. Окончание строительства намечено на 2022 год. В течение этого времени будут проведены работы выше ватерлинии: внутреннее обустройство кают, электромонтаж, установка навигационного оборудования, механизмов, труб и обустройство научных лабораторий.
Несмотря на то, что подобных объектов в мире еще не строилось, отечественное судостроение справляются с задачей создания сложных и уникальных судов для нужд Арктики и Антарктики. АО «Адмиралтейские верфи» имеетбольшой опыт строительства судов ледового класса. В 1959 году на предприятии построен первый в мире атомный ледокол «Ленин»; в 1979-м — научно-исследовательское судно «Отто Шмидт»; с начала 2000-х годов — серия из пяти танкеров ледового плавания дедвейтом 20000 тонн; арктические танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70000 тонн; научнокспедиционное судно «Академик Трешников».
«ЗВЕЗДА» ДЛЯ МОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Вскоре также начнется строительство судов для изучения Мирового океана. В июне 2020 года пресс-служба ПАО «НК «Роснефть» сообщила о том, что судостроительный комплекс «Звезда» построит два научно-исследовательских судна (НИС), предусмотренных проектом «Наука».
Новые многофункциональные суда неограниченного района плавания предназначены для проведения в Мировом океане различного вида научных исследований фундаментального и прикладного значения, включая физические, химические, метеорологические, биологические, геологические, геофизические и др.
Научно-исследовательские суда позволят проводить широкий спектр измерений параметров морской среды с помощью бортовой и буксируемой аппаратуры с возможностью обработки получаемых данных в режиме реального времени.
Также НИС будет располагать бортовыми лабораториями для проведения анализа проб воды, взвеси и донных осадков. Проектирование НИС выполнило Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Лазурит», которое является генеральным проектировщиком всех судов, строящихся в настоящее время на СК «Звезда». Проект НИС получил положительные заключения Российского морского регистра судоходства и других надзорных органов.
В сентябре 2020 года глава российского правительства Михаил Мишустин подписалпостановление, согласно которому на строительство двух научно-исследовательских судов неограниченного района плавания будетнаправлено 27,6 млрд руб. Финансирование поступит в рамках нацпроекта «Наука».
По словам Михаила Мишустина, оборудование, которое установят на эти суда, сделаетроссийский научный флот более конкурентоспособным. Проекты будут реализовываться на дальневосточных верфях. Завершить строительство планируется в 2024 году, ввод в эксплуатацию намечен на 2025 год.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ДЛЯ НАУКИ
Параллельно со строительством новых научно-исследовательских судов в рамках нацпроекта «Наука» в 2020 году стартовали работы по модернизации двух НИС для Института океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук — «Академик Николай Страхов» и «Академик Сергей Вавилов».
Разработку проектов модернизации этих судов, построенных в 1980-е годы в Финляндии, ведет АО «Нордик Инжиниринг». Основная задача, стоящая перед проектантом, — расширение функционала для проведения исследований на современном уровне, а также улучшение условий обитаемости. Для этого предполагается заменить научное оборудование — эхолоты, краны, лебедки, модернизировать энергетические установки, общесудовые системы, обновить интерьеры.
Исполнитель работ будет определен по итогам конкурса, проводимого Институтом океанологии им. П. П. Ширшова. Общий объем финансирования из федерального бюджета на период до 2023 года составляет более 2,6 млрд руб. Реализация проекта направлена на создание необходимых условий ученым для исследований на протяжении ближайших 10–20 лет.
РЫБАКИ ОБНОВЛЯЮТ НИС
Обновление отечественного рыбопромыслового флота и увеличение объемов добычи водных биоресурсов формируют запрос на усиление научно-исследовательской деятельности в этой сфере и обновление флота для рыбохозяйственной науки. В прошлом году Росрыболовство приступило к ее решению. В конце прошлого года ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» (Невский ССЗ, Ленинградская область, входит в ОСК) стало победителем открытого конкурса на строительство двух среднетоннажных научно-исследовательских судов проекта 17050.
Согласно условиям конкурса, НИС предназначено для выполнения комплексных рыбохозяйственных и океанографических исследований. Длина НИС — 54 м, ширина — 13,6 м, максимальная скорость — 14 узлов. Судно сможет принять на борт 26 человек экипажа и научной группы.
НИС оснастят лабораториями гидробиологии и гидрологии, аналитической лабораторией, рыбцехом. Суда должны быть переданы заказчику в ноябре 2022 года. Как позже уточнил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, помимо этих двух судов, планируется построить еще пять среднетоннажных НИС. Кроме того, в 2022 году также запланировано начало строительства головного крупнотоннажного НИС для Росрыболовства длиной 120 м. По словам И. Шестакова, уже разработан рабочий проект данного судна, ведется поиск источников финансирования для его строительства.
Напомним, в соответствии с поручением президента России, всего должны быть построены три крупнотоннажных НИС для Росрыболовства. §
Татьяна Вильде