В рамках программы «квота под киль» на российских верфях размещено беспрецедентное в истории современной России количество контрактов на строительство рыбопромыслового флота для Северного и Дальневосточного рыбохозяйственных бассейнов: 94 судна общей стоимостью более 260 млрд руб. Однако построены пока только первые пять траулеров, из которых три — были переданы рыбакам в 2020 году.
До включения в российское законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов в 2017 году механизма квот на инвестиционные цели строительство рыбопромысловых судов на российских верфях практически не осуществлялось.
Благодаря принятому правительством Российской Федерации механизму инвестиционных квот планировалось обновление порядка 80% мощности флота в Северном бассейне и 40% для Дальнего Востока.
Механизм поддержки рыбной отрасли предполагает предоставление квот на добычу водных ресурсов в обмен на строительство судов или перерабатывающих мощностей на территории России, оснащенных новым перерабатывающим оборудованием, выпускающих продукцию с высокой степенью переработки. Все крупнотоннажные суда и большинство среднетоннажных должны иметь на борту полный цикл безотходной рыбопереработки. Это позволит повысить эффективность добычи, переработки и транспортировки водных биоресурсов.
Однако не все ожидания оправдываются в полной мере: графики строительства судов регулярно сдвигаются «вправо». За время действия механизма инвестквот в эксплуатацию введено пока только пять рыболовных судов, из которых три в прошедшем 2020 году (из четырех планируемых к сдаче, согласно актуализированным графикам строительства, и из 12, предусмотренных первоначальными графиками). Среди данных судов:
- три 50‑метровых траулера-сейнера (АО «Прибалтийский СЗ «Янтарь»);
- один 86‑метровый траулер-процессор «Баренцево море» (ПАО «Выборгский судостроительный завод»);
- один 35‑метровый траулер «Вымпел» (АО «ССЗ «Вымпел»).
В рамках программы «квота под киль» на российских верфях размещены контракты на строительство 94 рыбопромысловых судов для Северного и Дальневосточного рыбохозяйственных бассейнов общей стоимостью более 260 млрд руб.
В рамках первой заявочной кампании в 2018 году были законтрактованы 33 судна, еще 10 судов — по результатам третьего этапа заявочной кампании в 2019 году, 35 судов — по результатам крабовых аукционов 2019 года и 16 судов — по результатам пятого-седьмого этапов заявочной кампании в 2020 году.
Дополнительно 30 октября 2020 года (четыре лота) и 29 января 2021 года (один лот) Росрыболовством подведены итоги по распределению пяти лотов из шести по квотам на вылов (добычу) глубоководного краба, по результатам которых инвесторы должны в 2021 году заключить судостроительные контракты.
Механизм инвестквот позволил приступить к крупнейшим со времен СССР проектам серийного строительства: 10 траулеров-процессоров длиной 108 м, которые строятся на «Адмиралтейских верфях» для «Русской рыбопромышленной компании».
Также из крупнотоннажных судов следует отметить 10 траулеров 80 м для ГК «Норебо», строящихся на «Северной верфи», и шесть судов для РК им. Ленина на заводе ООО «Научно-производственный центр «Торсиотест» (Камчатский край).
- Помимо самого факта реализации этих знаковых проектов, основными результатами столь масштабной программы обновления рыбопромыслового флота на сегодняшний день стали:
- приобретение компетенций по проектированию современных судов (с учетом опыта в применении отдельных технических решений ведущих мировых конструкторских бюро);
- получение опыта в практической реализации программы импортозамещения на конкретных судостроительных проектах;
- приобретение уникального опыта взаимодействия с ведущими зарубежными проектными организациями;
- построение системных кооперационных связей с участием судостроителей, машиностроителей, приборостроителей и проектантов;
- решение вопросов кадрового обеспечения судостроительных предприятий и привлечение на российские верфи дополнительных трудовых ресурсов. Кроме того, на фоне других отраслей к достижениям судостроителей следует отнести отсутствие полноценной приостановки работ во время общемировых пандемических ограничений 2020 года.
Отдельно следует остановиться на вопросах импортозамещения. Если раньше, при старте программы, считалось, что российским в судне может быть только корпус, то на сегодняшний день ситуация изменилась.
Благодаря заложенным требованиям доля российского оборудования и материалов изначально должна была составлять не менее 30%, а теперь — не менее 40%. На строящихся в России рыбопромысловых судах уже активно применяются российские электрораспределительные устройства, интегрированные системы управления, арматура, отдельные позиции радионавигационного оборудования.
Дополнительным вектором развития строительства рыбопромысловых судов является решение вопроса сокращения углеродных выбросов, применения низкосернистого судового топлива и экологичных хладагентов. «Зеленый» образ российской рыбной продукции также будет обеспечен переходом к безотходной переработке уловов на борту судов. Это не только условие экономической эффективности и мировой конкурентоспособности отечественного рыболовства, но и бережное отношение к морской экологии.
Однако на текущий момент очевидно, что отсутствие опыта реализации аналогичных проектов на протяжении почти 30 лет не могло пройти бесследно. В совокупности с санкционными рисками и противоэпидемиологическими ограничениями в 2020 году произошло отставание от графика строительства почти всех судов, составляющее от полугода до двух лет. Из-за задержки строительства судов на российских верфях рыбопромысловые компании оказались в сложном положении: если судно не сдается вовремя, то компания рискует не получить свою квоту на вылов и вынуждена продолжать оплачивать банковскую гарантию. Помимо этого, у заказчиков увеличиваются расходы, как из-за эксплуатации физически и морально устаревшего флота, так и в связи с ростом стоимости реализации инвестиционных проектов.
В данных условиях до момента освоения серийного строительства современных и высокотехнологичных рыбопромысловых судов, а также налаживания производства конкурентоспособного отечественного судового комплектующего и специализированного оборудования в рамках программы импортозамещения ключевым фактором успешности реализации подобных проектов является точечная и сбалансированная государственная поддержка.
В частности, благодаря постановлению правительства Российской Федерации от 29 июля 2020 г. № 1138, предусматривающему предоставление субсидии из федерального бюджета в размере 20% от стоимости строительства нового судна, строительство 15 судов осуществляется либо планируется к осуществлению на предприятиях Дальнего Востока.
В этой связи, с целью снижения финансовой нагрузки на заказчиков в качестве нефинансовой меры поддержки со стороны заказчиков предлагается обеспечить возможность предоставления инвестквот инвесторам уже в текущем году, при условии подтверждения высокой готовности судна и возможности ввода в эксплуатацию судна не позднее 1 марта, следующего за годом такого подтверждения. Данное решение позволит рыбопромысловым компаниям исключить отсутствие ресурсного обеспечения добычи водных биоресурсов в год ввода объекта инвестиций в эксплуатацию.
В свою очередь, судостроители считают целесообразным установление нулевых ввозных пошлин и НДС при ввозе судового оборудования, которое не производится в РФ (дополнение в постановление правительства РФ от 30 апреля 2009 г.№ 3 72), что позволит снизить стоимость строительства судна. Это прежде всего судовые двигатели, рыбоперерабатывающее и морозильное оборудование.
Согласно оптимистическому прогнозу Минпромторга России, в 2021 году планируется сдача 13 судов, по пессимистическому — 9. Реализация любого из прогнозов не позволит превысить даже 25%-ю реализацию всех заказов. Рыбопромышленники и судостроители называют разные причины столь низких темпов обновления рыбопромыслового флота: от низкого качества исходных проектов, переданных заказчиками на заводы, до отсутствия компетенций в сфере строительства высокотехнологичных судов у последних. Но вне зависимости от причин текущего положения дел рыбаки заинтересованы в современном и эффективном флоте, соответствующем новым экологическим требованиям.
В приобретении передовых компетенций по строительству таких судов заинтересованы и судостроители, в связи с чем, несмотря на большое количество сложностей, осуществление самого глобального строительства рыбопромысловых судов на российских верфях является хорошим плацдармом для развития всего российского судостроения и смежных отраслей промышленности.
Алексей Тимофеев, Николай Шабликов