журнал №1 (2021)

Дноуглубительный флот

Держать глубину

Российские судостроительные заводы возрождают опыт производства дноуглубительной техники, необходимой как для реализации новых проектов в сфере морского и речного транспорта, так и для поддержания уже имеющейся инфраструктуры.

Дноуглубительные работы — самая дорогая позиция в смете работ многих инфраструктурных проектов. За дноуглубление в России отвечают ФГУП «Росморпорт» (в его ведение входят морские порты и подходные каналы), Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) и его бассейновые управления (внутренние водные пути — ВВП) и ФГУП «Гидрографическое предприятие», подведомственное ГК «Росатом» (морские порты и подходы к ним вдоль трассы Северного морского пути). Собственную дноуглубительную технику эксплуатирует и строят Росморпорт и подведомственные Росморречфлоту управления.

Несмотря на разные сферы ответственности и фронт работ, все ведомства последние годы решают одну и ту же задачу — как пополнить и обновить флот земснарядов и караванов судов (в их числе грунтоотвозные баржи, шаланды, брандвахты, плавкраны и т. д.), средний возраст которых превышает 30 лет. Вопрос строительства этого специализированного флота и техники для выполнения дноуглубительных работ стал одним из ключевых на организованном «ПортНьюс» конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление».

МОРСКИЕ ГЛУБИНЫ
Значительные объемы дноуглубительных работ запланированы на акватории Северного морского пути. За них отвечает ФГУП «Гидрографическое предприятие». Здесь проводится реконструкция подходного канала в Обской губе Карского моря, начавшаяся в 2020 году. К сегодняшнему дню в рамках проекта уже извлечено 32,5 млн куб. м грунта, а общий объем работ в рамках двух этапов оценивается почти в 60 млн куб. м.

По информации генерального директора ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александра Бенгерта, ежегодный объем ремонтных дноуглубительных работ в Обской губе после завершения проектов развития инфраструктуры превысит 3 млн куб. м.

По его словам, реконструкция подходного канала в Обской губе будет завершена в 2022 году, тогда же можно будет определить точные объемы необходимого ежегодного ремонтного дноуглубления в Обской губе. Кроме того, в 2021–2022 годах в порту Сабетта планируется извлечь порядка 2,3 млн куб. м грунта, в том числе 1 млн куб. м в 2021 году и 1,3 млн куб. м в 2022 году.

Кроме этого, вдоль Северного морского пути планируется реализовать еще ряд крупных проектов, требующих проведения значительного объема дноуглубительных работ. В их числе: нефтяной терминал «Бухта Север» (2,9 млн куб. м), угольный терминал «Северная звезда» (1,85 млн куб. м), Обский-СПГ (0,85 млн куб. м), Арктик СПГ‑1 (2,46 млн куб. м).

Важнейшей задачей также является пополнение и модернизация флота ФГУП «Гидрографическое предприятие», осуществляющего промерные работы на Северном морском пути.

Среди крупнейших дноуглубительных проектов, уже реализуемых ФГУП «Росморпорт» в морских портах России, выделяются строительство новых балкерных терминалов в порту Усть-Луга (совокупный объем дноуглубления оценивается в 14,5 млн куб. м), грузопассажирского терминала в г. Пионерском Калининградской области (1,3 млн куб. м), реконструкция зернового терминала «КСК» в Новороссийске, строительство комплекса береговой и морской инфраструктуры в порту Геленджик (суммарно 700 тыс. куб. м), строительство перевалочного комплекса сжиженного природного газа (СПГ) в бухте Бечевинская Камчатского края (16,5 млн куб. м), порта Суходол (7,1 млн куб. м).

Кроме того, сейчас в разработке госпредприятия находятся новые проекты строительства и модернизации портовых мощностей. В их числе: строительство «Приморского УПК» (12,5 млн куб. м), модернизация терминала «Сероглазка» в Петропавловске-Камчатском (400 тыс. куб. м), развитие рыбного терминала порта Мурманск (100 тыс. куб. м).

Общий объем дноуглубления ФГУП «Росморпорт» в 2021 году ожидается на уровне 28,3 млн куб. м, в том числе 20 млн куб. м — капитального и 8,3 млн куб. м — ремонтного. Для сравнения, в 2020 году общий объем дноуглубления по объектам предприятия составил 16 млн куб. м. При этом «Росморпорт» постоянно наращивает объемы работ, выполняемых собственными силами, в 2021 году на них придется 8 млн куб. м (см. рис. 1). Предприятие последовательно движется к цели, поставленной несколько лет назад, — выполнять собственными силами основной объем ремонтного дноуглубления, наращивать объем работ, выполняемых при создании новых объектов, и использовать флот в коммерческих целях.

По данным, представленным на конгрессе начальником управления эксплуатации флота ФГУП «Росморпорт» Владимиром Виноградовым, сейчас у предприятия 40 дноуглубительных судов: девять самоотвозных землесосов, четыремногочерпаковых земснаряда, два несамоходных рефулерных земснаряда фрезерного типа, четыре несамоходных штанговых земснаряда экскаваторного типа, один грейферный несамоходный земснаряд, 20 грузовых шаланд (в т. ч. одна несамоходная баржа).

Как уточнил Владимир Виноградов, только в период с 2016 по 2020 годы «Росморпорт» приобрел и построил 25 единиц флота.

Напомним, что с 2014 года на отечественных верфях началось размещение заказов «Росморпорта» на строительство дноуглубительных судов по проекту международной группы Damen Shipyards, с последовательным углублением уровня локализации. В частности на заводе «Красное Сормово» были реализованы проекты земснарядов «Соммерс», «Кроншлот», «Кадош».

На ООО «Онежский судостроительный завод» при поддержке специалистов Damen в рамках программы технического сотрудничества были построены высокопроизводительный несамоходный фрезерный землесос «Петр Саблин» и самоотвозной трюмный землесос «Юрий Маслюков», который в начале 2020 года приступил к дноуглубительным работам на акватории судоходного Калининградского морского канала.
Эти заказы позволили расширить компетенции отечественных судостроителей.

«Компания Damen Shipyards успешно локализована в России и имеет офис в Санкт-Петербурге.

В российских проектах мы работаем над тем, чтобы соответствовать требованиям по локализации судового комплектующего оборудования, которое предусмотрено постановлением правительства России № 719», — отметил директор Damen Holding Russia Вадим Акимов.

Мировые тренды тем временем диктуют принципиально новые подходы к проектированию и строительству дноуглубительного флота. Как отметил генеральный директор Морского инженерного бюро профессор Геннадий Егоров, последние 20 лет были периодом значительного роста количества и размеров земснарядов, а ведущие проектные бюро продолжают осуществлять поиск принципиально новых решений, например, по созданию автономных подводных землесосов. В качестве примера современного высокотехнологичного земснаряда, построенного в России, эксперт привел построенный на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе трюмный землесос «Юрий Маслюков».

РЕКАМ НУЖНЫ ГЛУБИНЫ

В 2020 году на ВВП были выполнены дноуглубительные работы в объеме 23,1 млн куб. м. Плановый объем дноуглубления на внутренних водных путях России в 2021 году составит 21,2 млн куб. м. Такие данные в ходе конгресса привел заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов. При этом при переходе к нормативному содержанию внутренних водных путей объем дноуглубительных работ будет составлять от 30 до 35 млн куб. м в год.

В числе крупнейших проектов на ВВП заместитель министра транспорта России Александр Пошивай, выступивший на конгрессе, назвал судоходный канал длиной 40 км в районе Городца. «Второй этап согласования проекта по строительству Нижегородского гидроузла мы, к сожалению, не прошли, поскольку население беспокоится, что реализация проекта приведет к подтоплению территории… Речь же шла о создании временного водохранилища, которое наполнялось бы во время паводка и затем постепенно срабатывалось, чтобы к концу навигации река вошла в свое русло… Тем не менее недавно было принято решение о промежуточном варианте, в рамках которого нами будет построена дополнительная камера к шлюзу 15, создан судоходный канал длиной 40 км с соответствующим дноуглублением, которое еще будет обсуждаться», — рассказал Александр Пошивай.

Между тем другой крупный инфраструктурный проект на ВВП — Багаевский гидроузел, по словам заместителя министра, реализуется по графику, и сомнений в его завершении в установленный срок нет.

Прорабатывается и возможность организации круглогодичной навигации по «южной подкове» — маршруту Астрахань — Ростов-на-Дону.

Для этого будет необходимо проделать определенный объем гидротехнических работ по подготовке шлюзов к функционированию в зимних условиях, а также обеспечить ледокольную проводку караванов.

В настоящее время для содержания ВВП на балансе администраций внутренних водных путей находится 2359 судов технического флота (из них годных к эксплуатации — 1908 ед.), в том числе 154 ед. дноуглубительного флота, из которых годны к эксплуатации 120 ед.

Средний возраст дноуглубительной техники превышает 36 лет. По словам Константина Анисимова, Росморречфлот предложил включить в нацпроект развития внутренних водных путей России строительство 49 дноуглубительных судов и 78 самоходных и несамоходных шаланд.

На период 2021–2024 годов ФКУ «Речводпуть» планирует построить четыре землесоса производительностью 700 куб. м в час класса РРР проекта 4395. В настоящее время подготовлена документация открытого конкурса. Проведение конкурсных процедур и заключение контракта с подрядчиком запланированы не позднее 1 июня 2021 года.

Отметим, что в настоящее время на заводе ПАО «Судостроительно-судоремонтная корпорация» (Городец, Нижегородская область) строятся три дноуглубительных несамоходных землесоса проекта 4395 класса РРР «О 2,0 (лед 10) А». В сентябре 2020 года на верфи одновременно прошли две церемонии. Первая — спуск на воду строящегося по заказу «Речводпути» в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов земснаря да проекта 4395 для ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей». Вторая — закладка килей двух не самоходных земснарядов класса «О 2,0 (лед 10) А» проекта 4395.

Суда предназначены для ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» и ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей».

Планируется, что эти земснаряды будут переданы за казчику в 2021 и 2022 годах и будут выполнять работы по поддержанию необходимых глубин на участках ВВП. Одновременно в 2020 году на производственной площадке «Лотос» Южного центра судостроения и судоремонта (входит в ОСК) по лизинговой схеме строят четыре роторно-ковшовых земснаряда для администраций Обь-Иртышского
и Северо-Двинского бассейнов внутренних водных путей. Закладка первых из них — проекта 93.159 — состоялась в сентябре, а второй пары судов — в декабре 2020 года.

«Производство на заводе «Лотос» практически становится серийным, и этого удалось добиться благодаря взаимодействию федеральных органов власти и бизнеса», — сказал на церемонии закладки третьего и четвертого земснаря дов губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.
В долгосрочной программе до 2030 года по данной схеме предусматривается строительство еще 16 аналогичных земснарядов.

Земснаряды спроектированы компанией Royal IHC для работы на удаленных участках внутренних водных путей России. Адаптацию проекта к требованиям Российского речного регистра и рабоче-конструкторскую документацию завершает ООО «ГЦКБ «Речфлот».

По словам генерального директора Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова, кооперация по производству корпусов земснарядов и шаланд с последующим их насыщением при помощи производственной базы компании IHC предполагает постепенную локализацию производства дноуглубительной техники и позволяет параллельно решать задачи импортозамещения на данном направлении. При этом локализацию дноуглубительных судов, строящихся в России, планируется постепенно довести до 80% в течение шести-семи лет.

Также, учитывая особенности определенных бассейнов внутренних водных путей, Росморречфлотом прорабатывается вопрос строительства многофункциональных самоходных мелкосидящих земснарядов с производительностью от 800 до 3 тыс. куб. м в час. Общая потребность в данном типе судов может составить в краткосрочной перспективе 4 ед. и в долгосрочной перспективе около 10 ед.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Геннадий Егоров, генеральный директор Морского инженерного бюро, профессор: — В России имеются перспективы для восстановления сегмента строительства судов технического флота. Сегодняшнее состояние такой отечественной техники позволяет говорить о начальной стадии восстановления проектирования и постройки этих новых судов в России. Принципиально важным в такой ситуации является изучение международного опыта, тем более что ведущие в мире дноуглубительные компании активно задействованы в создании новых отечественных терминалов, в том числе с применением новейшей техники.

Вполне обычной является практика строительства судов на верфях по всему миру по проектам и с помощью поставляемого оборудования ведущих компаний, специализирующихся на техническом флоте, таких как Royal IHC, Damen и некоторых других. Например, новейший 158-метровый самоотвозный землесос (TSHD) — газоход Bonny River с грунтовым трюмом объемом 15016 куб. м и мощностью в 17600 кВт построен в Китае Cosco Guangdong Shipyard по концепту Royal IHC для одной из ведущих в мире дноуглубительных компаний DEME.

В 2020 году самоотвозной землесос «Юрий Маслюков» проекта Damen TSHD 2000 был локализован на Онежском ССЗ.Гидродинамический земснаряд (WID) Osprey для работы в Северной Каролине американская верфь St. Johns Ship Building построила по контракту с IHC.

Китайская Jiangsu Hansel Marine только в 2021 году планирует поставить 25 несамоходных роторно-ковшовых земснарядов, близких по своим параметрам к четырем заложенным на «Лотосе» по проекту Royal IHC земснарядам проекта 93.159.§

Татьяна Вильде, Виталий Чернов