В нише железнодорожных и грузопассажирских паромных перевозок в российских морских бассейнах временное затишье. Паузы в поступательном развитии во многом обусловлены особенностями экономической и политической ситуации в регионах работы линий. Чтобы очередной подъем стал ренессансом паромного сообщения, к нему необходимо готовить флот и инфраструктуру.
Транспортную доступность территорий на Дальнем Востоке возможно обеспечить либо авиацией, либо морем. Других вариантов нет. Между тем более 90% всего грузопотока обеспечивает как раз морской транспорт, который выполняет ключевую для жизнедеятельности региона экономическую и социальную функцию. Паромные линии стали мостами, которые соединяют железную дорогу и автомобильный транспорт через водные преграды, такие как Татарский пролив.
Для Дальневосточного региона в 2020 году строились пять новых судов, спроектированных Морским инженерным бюро: на Амурском заводе пассажирские автомобильно-железнодорожные паромы для линии Ванино — Холмск проекта CNF11CPD, на Невском заводе — грузопассажирские суда для Сахалина проекта PV22 (паром «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов»), на Окской судоверфи — грузопассажирское судно для Камчатки проекта PV24 по заказу ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта».
На Балтийском море присутствует весь спектр паромных перевозок, включая круизные перевозки на линиях, грузопассажирские, грузовые и железнодорожные, причем паромные перевозки осуществляются регулярно и практически без сбоев в расписании. Основной для России железнодорожной линией в Балтийском море является линия Усть-Луга — Балтийск.
В августе 2020 года завод «Кузей» (Kuzey Star) в кооперации с Невским ССЗ спустил на воду первый работающий на СПГ железнодорожный паром «Маршал Рокоссовский» проекта CNF19M с арктической категорией Arc4 для круглогодичной работы на линии Усть-Луга — Балтийск без сопровождения ледокола. Судно планируется принять в состав флота ФГУП «Росморпорт» в 2021 году. Новый паром заменит достаточно возрастные паромы проекта CNF05 «Балтийск» и «Амбал», работающие на линии.
Подобных «зеленых» паромов — работающих как на низкосернистом дизельном топливе, так и на СПГ — в России на сегодня нет. Второй паром данного проекта «Генерал Черняховский» также в постройке. Судно, спущенное на воду в августе 2020 года, планируется предать заказчику в 2021 году. §
Софья Винарова