В России разработан проект нового портового ледокола мощностью 6–8 МВт в двух исполнениях — на обычном топливе и СПГ. Проектом предусмотрен высокий уровень локализации комплектующих и оборудования.
По заказу ФГУП «Росморпорт», два российских проектно-конструкторских бюро разработали технический проект IBP07 ледокола мощностью 6–8 МВт. Портовый ледокол проекта IBP07 предназначен для выполнения: ледокольного обеспечения зимней навигации; операций в портовых и припортовых зонах; буксировки судов и плавучих сооружений в ледовых условиях и на чистой воде; оказания помощи аварийным судам и флоту в ледовых условиях; околки причалов и выполнения вспомогательных операций при швартовке судов; участия в поисковоспасательных операциях; тушения пожаров на других судах, плавучих и береговых сооружениях; перевозки генеральных грузов в 20‑футовых контейнерах на кормовой рабочей палубе; участия в операциях по ликвидации разливов нефти.
Предполагается, что судно будет эксплуатироваться в период навигации по своему назначению в морях Дальневосточного бассейна, а также, при необходимости, в других морских бассейнах, в том числе арктических.
Как рассказали «ПортНьюс» в проектной компании «Нордик Инжиниринг», при разработке проекта ледокола проработаны два варианта судна: на традиционном жидком топливе и сжиженном природном газе (СПГ). В ходе работ над проектом был подготовлен комплект документации технического проекта, согласованный с ФАУ «Российский морской регистр судоходства». Проведены модельные испытания, а также ледовые испытания модели портового ледокола в двух альтернативных лабораториях: ФГУП «Крыловский государственный научный центр» и ФГБУ «ААНИИ». Также осуществлена разработка трехмерной модели судна.
Выполнены научно-исследовательские работы по определению оптимального пропульсивного комплекса судна: определены глобальные ледовые нагрузки на электрическую винто-рулевую колонку (ВРК) типа Azipod ICE1400 производства ABB мощностью 3,5 МВт.
На основании полученных рекомендаций Минпромторга России АО «Нордик Инжиниринг» проанализировало рынок отечественного судового комплектующего оборудования (СКО). В результате из 90 компаний и 215 позиций оборудования, рекомендованных к применению на судне, были определены 76 позиций отечественного СКО. Еще 105 наименований оборудования могут рассматриваться в качестве
альтернативы зарубежному СКО на последних стадиях проектирования. Вопрос об использовании в проекте судового оборудования отечественного производства (постановление правительства № 719 регламентирует правила определения страны происхождения продукции) является особенно актуальным, т. к. импортозамещение — одно из важнейших направлений Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. §
Софья Винарова