Создание Жатайской судоверфи — единственный проект из Якутии, включенный в госпрограмму РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», который реализуется под эгидой Минпромторга России. На высокотехнологичной судоверфи будут строиться современные речные суда, что позволит обновить устаревший флот Ленского речного пароходства, обеспечивающего завоз грузов в арктические районы Якутии. О ходе строительства верфи «ПортНьюс» рассказал председатель правительства Республики Саха (Якутии) Андрей Тарасенко.
— Андрей Владимирович, в какой стадии реализации проект? Что уже сделано?
— Строительство Жатайской судоверфи началось в мае 2019 года. За прошедший период выполнены работы нулевого цикла основного здания (блок корпусных производств). В частности, были снесены два здания и расчищена территория под застройку, проведены земляные работы объемом 94,4 тыс. куб м грунта, разработан котлован. Изготовлены и установлены 1157 свай, выполнены работы по монтажу системы термостабилизации грунтов, при которых было проложено 15 тыс. м труб с хладагентом, чтобы предотвратить изменения вечномерзлых грунтов.
В настоящее время производится монтаж металлоконструкций блока корпусных производств, смонтировано порядка 2167,9 тонн металлоконструкций. В декабре 2021 года планируем закончить первый этап строительства.
— В прошлом году возникли проблемные вопросы со строительством верфи. Их удалось решить?
— Действительно, в прошлом году из-за коронавирусной инфекции и сильных морозов (температура воздуха была ниже, чем обычно в это время года) в декабре–феврале темпы строительства снизились. Генеральный подрядчик уже решает проблемы выполнения строительно-монтажных работ. Разработан догонный график выполнения работ. К настоящему времени достигнуты темпы выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с этим графиком.
Что касается возникших вопросов с оформлением земельных участков и некоторых объектов, то в настоящее время между ПАО «ЛОРП» и АО «ЖСВ» осуществляется процедура передачи 17 объектов недвижимости, необходимых для реализации проекта. В дальнейшем будет произведена передача в уставной капитал АО «ЖСВ» сооружения СЛИП с последующей его реконструкцией.
— Из каких источников финансируется первый этап строительства верфи, есть потребность в дополнительных средствах?
— Стоимость проекта оценивается в 5,75 млрд руб. Изначально была определена следующая структура финансирования: из федерального бюджета — 4,1 млрд руб., еще 750 млн руб. вложит «Корпорация развития республики Саха (Якутия)», а остальные 894,5 млн руб. — заемные внебюджетные средства, привлекаемые АО «ЖСВ».
Правительство Республики Саха (Якутии) решило включить в республиканский бюджет на период 2021–2026 годов расходы на возврат средств, которые привлечет АО «ЖСВ».
Сейчас ведутся переговоры со Сбербанком, Сбербанком лизинг, Всероссийским банком развития регионов (ВБРР) о возможности участия в этом инвестиционном проекте. Вскоре ожидаем получить решения кредитных комиссий этих учреждений.
— В перспективе планируется дальнейшее развитие верфи?
— Проектно-сметная документация второго этапа реконструкции судостроительных мощностей находится в завершающей стадии разработки. Ведется работа с Минпромторгом России по поиску источников финансирования.
— Уже определен перечень проектов судов, которые будут строиться на верфи? Когда планируется сдать первое судно?
— Постройка первого судна займет не менее года, т. е. это произойдет в 2023 году. В соответствии с производственной программой Жатайской судоверфи планируется строительство 17 ед. нефтеналивных судов общей грузоподъемностью 36 тыс. тонн. В частности, планируется строительство: одной наливной баржи река-море грузоподъемностью 4300 т; шести танкеров ТО‑4000 класса «О» грузоподъемностью 2000 т (осадка — 1,8 м); пяти наливных барж-приставок МН‑2000 класса «О» грузоподъемностью 2500 т (осадка — 1,8 м); шести сухогрузно-наливных судов типа «СПН» класса «О» грузоподъемностью 800 т.
Также для сохранения провозной способности транспортного флота Ленского бассейна, обеспечивающего завоз жизненно важных грузов в Республику Саха (Якутию) в рамках Северного завоза, предусмотрено строительство 17 ед. судов сухогрузного и вспомогательного флота. А именно: трех сухогрузных самоходных судов грузоподъемностью 2000 тонн проекта СК‑4000 класса «О»; пяти сухогрузных барж (в т. ч. 2 ед. класса река-море); семи буксирных судов (в т. ч. 4 ед. класса река-море); плавкрана класса R3 РМРС; несамоходного землесоса 1000 куб. м/час.
— Каков средний возраст эксплуатируемого речного флота Ленского бассейна сейчас?
— В Ленском бассейне в период навигации ежегодно эксплуатируется более 700 ед. судов разного типа. Флот имеет сверхнормативный срок эксплуатации — более 38 лет при нормативном сроке 24 года. Решение о строительстве высокотехнологичной судоверфи было принято своевременно, внутренний водный транспорт для Якутии является безальтернативным и нуждается в обновлении.
— Как будет решаться кадровая проблема, характерная для отечественного судостроения?
— В соответствии с обновленным планом кадровой потребности при выходе АО «Жатайская судоверфь» на плановые мощности численность сотрудников составит 664 человек, в том числе 323 работника производственного персонала, 119 работников вспомогательного персонала, 222 служащих, работающих в две смены. Базовой профессиональной образовательной организацией для подготовки кадров по программам специального профессионального образования и профобучению является Жатайский техникум. Кроме этого, подготовка специалистов ведется в Якутском институте водного транспорта, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта».
Узкопрофильных специалистов планируем также привлекать из других регионов страны. Для этого мы проектируем общежитие и многоэтажный дом для работников судоверфи. Также в будущем будем строить дополнительно детские сады, школы, рассматриваются вопросы строительства медицинских учреждений.
— Какой социально-экономический эффект ожидается от реализации проекта?
— Строительство современных судов на судоверфи позволит нам решить сразу несколько задач. Прежде всего обеспечить бесперебойную доставку грузов в труднодоступные населенные пункты Крайнего Севера в рамках Северного завоза, снизить экологическую нагрузку на Ленский бассейн за счет эксплуатации современных экономичных судов с двойным дном и бортами, а также повысить производительность труда, снизить себестоимость грузоперевозок и реализовывать инвестиционные проекты на арктических и северных территориях Якутии. §
Подготовила Татьяна Вильде