В России реализуется во многом уникальный проект: строительство ледостойкой арктической платформы по принципу «распределенной верфи» для месторождения Каменномысское-море. Несколько судостроительных предприятий европейской части России построят модули платформы, которые затем будут доставлены водным путем в Калининград, где произойдет их интеграция в единую платформу.
Принцип «распределенной верфи» позволяет создавать крупные морские сооружения силами сразу нескольких предприятий по модульному принципу. Это дает возможность задействовать необходимые мощности, сократить время строительства, а также равномерно загрузить работой различные верфи.
Именно по такому принципу в настоящее время в России ведется строительство ледостойкой стационарной платформы ЛСП «А» для обустройства газового месторождения Каменномысское-море. Месторождение Каменномысское-море расположено в Обской губе Карского моря и осваивается «Газпромом». Акватория месторождения отличается экстремальными климатическими условиями: низкие температуры (до –60 °C), сильные штормы, небольшие глубины (от 5 до 12 м), толстые и плотные пресные льды.
Ключевым объектом обустройства в море станет специальная ледостойкая платформа (ЛСП), строительство которой началось в июне 2020 года. По планам, платформа будет доставлена на месторождение в летнюю навигацию 2024 года. Начало добычи газа планируется в 2025 году. Длина ЛСП «А» — более 135 м, ширина — 69 м, высота от основания до вертолетной площадки — 41 м, общий вес — более 40 тыс. тонн. На ЛСП «А» в том числе будут размещены основной и вспомогательный буровые модули, эксплуатационный и энергетический комплексы, жилой модуль на 120 мест. Проект платформы выполнен отечественными конструкторскими бюро.
Для сооружения технологически сложного объекта задействованы мощности сразу нескольких российских судостроительных предприятий и машиностроительных заводов. Как рассказал начальник отдела по контролю изменений Центра управления проектом по строительству ЛСП «А» ООО «Красноярскгазпром нефтегазпроект» Сергей Куропаткин, выступая на VIII международном форуме «Арктические проекты — сегодня и завтра», при разработке проектной документации на этот объект был выполнен многофакторный анализ распределения судостроительных мощностей в России, а также стоимости и экономических показателей этих верфей.
«Для ускорения строительства платформы был принят принцип распределенной верфи, согласно которому ледостойкая платформа разбита на отдельные блоки, которые могут изготавливаться на четырех основных территориальных площадках. На электронной открытой площадке «Газпромбанк» были проведены открытые конкурсные процедуры по выбору заводов-изготовителей отдельных блоков. По результатам проведенных тендеров были определены участники проекта», — рассказал Сергей Куропаткин.
По его информации, в проекте участвуют 11 предприятий, большая часть которых — предприятия Объединенной судостроительной корпорации (ОСК): Южный центр судостроения и судоремонта (производственные площадки — «Красные баррикады», АСПО, «Лотос»), ПСЗ «Янтарь», «Звездочка». В том числе задействованы заводы, не входящие в структуру ОСК. Элементы платформы будут параллельно собираться в гг. Астрахань, Калининград, Северодвинск, а также Екатеринбург и Рыбинск.
ЛСП «А» будет состоять из двух основных частей: опорного основания и верхнего строения. Если говорить о верхнем строении, то вспомогательный буровой модуль весом 2622 тонны и энергетический комплекс весом 2412 тонн, эксплуатационный комплекс (2202 тонны), факельные стрелы и кронштейны (440 тонн) будут изготовлены в Астраханской области. Жилой модуль (1534 тонны) будет произведен в Калининграде, а основной буровой модуль (1473 тонны) — в Екатеринбурге.
В конце марта 2021 года на производственных площадках Южного центра судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в ОСК) началась контрольно-заводская сборка четырех блоков центральной части (СМЕ № 13) опорного основания. «Центральная часть опорного основания ЛСП состоит из 11 блоков. Тоннаж каждого составляет 400–450 тонн, высота — 17 м. После прохождения контрольно-заводской сборки блоки будут спущены на воду», — отмечается в сообщении ЮЦСС. Опорное основание будет состоять из центральной и двух боковых частей. Центральная часть изготавливается на производственных площадках Южного центра судостроения и судоремонта (Астрахань) с равномерной загрузкой по предприятиям, одна из боковых частей собирается также на астраханских предприятиях, а вторая боковая часть — в Северодвинске. Опорное основание будет сформировано в объем в Калининграде.
Доставку частей опорного основания из Астрахани в Калининград предполагается осуществлять по внутренним водным путям с помощью специального флота, что само по себе является сложной, но уже многократно опробованной логистической операцией. Так, блоки верхнего строения пройдут по маршруту Астрахань — Светлый по Волге, Волго-Балтийскому каналу, Финскому заливу и Балтийскому морю, при этом длина маршрута составит 4017 км. Планируется, что транспортировка займет около месяца. Аналогично блоки опорного основания проследуют по маршруту Астрахань — Калининград (расстояние 4040 км). Доставку всех блоков необходимо успеть осуществить в навигационное «окно» (апрель–ноябрь).
После формирования опорного основания на него будут смонтированы блоки верхнего строения, работы будут производиться в Калининградской области. После этого ЛСП будет готова к передаче заказчику и транспортировке к точке установки на месторождении.
Как отметил руководитель информационно-аналитического агентства «Гекон» Михаил Григорьев, проект освоения газовых субаквальных месторождений Обской губы с целью компенсации падающей добычи на месторождениях суши крайне важен. Его реализация стала возможной после приобретения опыта строительства добычных ледостойких платформ для мелководья, в первую очередь — Каспийского моря.
«Строительство подобных платформ будет востребовано при освоении месторождений мелководной прилегающей к суше так называемой «транзитной зоны» арктических морей, которая рассматривается как первоочередной объект освоения, — в первую очередь речь идет о Карском море и море Лаптевых, — считает Михаил Григорьев. — Очевидно, что в дальнейшем сборка платформ может быть перенесена ближе к местам их размещения — например, на судостроительные мощности Северодвинска». §
Виталий Чернов