В условиях нарастающего санкционного давления, волатильности курса рубля российские власти делают ставку на импортозамещение и развитие отечественного производства высокотехнологичного судового комплектующего оборудования (СКО). Принимаются меры по стимулированию отечественных компаний к производству и внедрению российского СКО.
Российское судостроение в настоящее время является одной из самых динамично развивающихся отраслей промышленности. Процесс обновления флота идет во всех секторах гражданского судостроения. Согласно перспективному плану Минпромторга России до 2035 года, потребность в гражданских судах и морской технике составит более 1000 технологически сложных судов и объектов морской техники. Для их строительства потребуется большое количество различного судового комплектующего оборудования (СКО) и материалов.
Между тем доля иностранной продукции в судовом комплектующем оборудовании все еще высока, что создает риски повышения его стоимости из-за колебания валютных курсов и срывов сроков строительства флота вследствие нарастающего санкционного давления и прекращения поставок оборудования. Последние несколько лет российское правительство проводит системную работу импортозамещения СКО и предпринимает меры по сокращению доли иностранных комплектующих в судостроении и развитию отечественного производства высокотехнологичного СКО.
Пристальное внимание к этому вопросу закономерно, поскольку в зависимости от конструктивных особенностей, назначения, типов судов и образцов морской техники стоимость
входящего в их состав судового комплектующего оборудования может составлять от 35 до 75% стоимости строительства судна. В целях импортозамещения в судостроительной отрасли Минпромторг России ведет работу по формированию дополнительного спроса на СКО и материалы российского производства, а также внедряет принцип приоритетности закупок и квотирования отечественной продукции судостроения.
Основополагающим документом, регулирующим эти процессы, является постановление правительства РФ № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (принято 17 июля 2015 года). Его суть в том, чтобы продукция, признанная отечественной, имела преференции перед импортной при госзакупках и в других случаях, где возможно государственное регулирование.
Также в документе определены принципы, на основании которых продукция получает статус отечественной и формируется реестр такой продукции. Этот документ постоянно совершенствуется и дополняется. В апреле 2019 года правительство РФ утвердило изменения в постановление № 719, определив критерии российского происхождения судов, что не исключает возможность кооперации с зарубежными предприятиями при их создании. При этом верфь должна осуществить закладку и сборку корпуса судна из блоков, произведенных в ЕАЭС.
В мае 2020 года министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров поручил продолжить работу по совершенствованию документа. Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России разработал проект постановления правительства «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719» в части систематизации и унификации установленных критериев подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, а также перехода на балльную систему подсчета уровня локализации.
Согласно разработанной системе оценки уровня локализации в судостроении, предусматривается введение баллов в каждой категории СКО. Количество баллов планируется рассчитывать пропорционально стоимости или степени критичности оборудования в плане импортозависимости.
Баллы предполагается распределять по следующим критериям: общесудовое оборудование (общее количество более 4000 баллов), специальное оборудования (250…900 баллов), материалы (950 баллов) и технологические операции (1000 баллов). В зависимости от типа судна, максимально возможное количество баллов составит от 4500 до 7500. Впрочем, есть отдельный тип судна — несамоходное речное сухогрузное, которое из-за низкой насыщенности СКО набирает не более 2690 баллов.
В соответствии с проектом новой редакции 719‑го постановления, чтобы считаться произведенными в РФ, например, сухогрузным речным несамоходным судам и плавучим докам нужно будет набрать до 30 июня 2023 года не менее 1750 баллов локализации, морским наливным судам, нефтяным танкерам, химовозам, газовозам и судовым буксирным катерам надо иметь не менее 2100 баллов. Перечень технологических операций и комплектующих изделий будет единым для всех категорий судов. Сумма баллов будет отражать уровень фактической локализации каждого конкретного типа судна. Принцип поэтапной локализации с постепенным повышением требований останется неизменным, а общее количество баллов и критерии локализации будут устанавливаться с учетом изменений конъюнктуры рынка.
Для признания судна российским судостроительному предприятию, в зависимости от типа, необходимо набрать определенное количество баллов: до 30 июня 2023 года — не менее 1700…2500 баллов, с 1 июля 2023 года — не менее 2000…3200 баллов, с 1 июля 2025‑го — не менее 2250…3750 баллов.
Помимо этого, в проекте постановления предусмотрены отдельные требования к полному перечню СКО и специального оборудования, который применяется к судам. Это сделано для того, чтобы получился комплексный и самодостаточный документ, в котором все будет взаимосвязано и каждая заинтересованная сторона (заказчики судов, верфи и производители оборудования) нашла свою нишу. Это облегчит прохождение процедур подтверждения происхождения продукции через акт экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ, процедура получения которого проще и понятнее, по сравнению с сертификатом о происхождении товара формы СТ‑1.
Необходимо отметить, что переход на балльную систему оценки сделает процедуру подтверждения требованиям постановления № 719 более предсказуемой, поскольку перечень СКО практически не будет меняться и ежегодно редактироваться. В целом переход на данную систему обеспечит более гибкий и удобный подход к выполнению требований к продукции в рамках постановления № 719. При этом заказчики судов и верфи смогут сами выбрать, какими позициями им удобнее набрать нужное количество баллов с учетом особенностей судна.
В дальнейшем планируется перейти к дифференцированному формату предоставления мер господдержки, когда будет произведена привязка нарастающего уровня субсидии, в зависимости от фактически набранных баллов при строительстве судна. В частности, в случае превышения базового уровня набранных баллов на 20% заказчик судна может получить судовой утилизационный грант или субсидию на компенсацию части затрат на кредит или лизинг выше на те же 20%. Проект постановления опубликован и обсуждается с отраслевым сообществом.
ТОЧЕЧНАЯ РЕГУЛИРОВКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
В дополнение к 719‑му постановлению, для поддержки отечественных производителей 30 апреля 2020 года было принято постановление правительства № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (постановление № 616).
Этот документ обязывает бюджетных заказчиков судов и морской техники, работающих по ФЗ‑44 о госзакупках, строить суда только в РФ. При этом заказчик должен прописывать в закупочной документации необходимость соответствия таких судов 719‑му постановлению. Согласно пункту 6 постановления № 616, подтверждением производства продукции на территории России является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной в России. Основанием для ее включения в реестр является заключение Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением № 719.
Продолжается работа и по другим подзаконным актам. В частности, Минпромторг России в декабре 2020 года подготовил проект приказа «Об утверждении типовых условий контракта на выполнение работ по постройке судна, платформы плавучей или погружной и инфраструктуры, и информационной карты типовых условий контракта». Этот документ направлен на определение типовых условий контрактов строительства такой техники и обязывает подрядчика обеспечить ее соответствие требованиям 719‑го постановления, а также представить заказчику по результатам выполненных работ по контракту заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Кроме того, проект приказа закрепляет обязанность заказчика по осуществлению приемки результатов выполненных работ по контракту после получения заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Таким образом, после вступления в силу проекта приказа такие типовые условия будут обязательны к включению в контракты по постройке судов, платформ плавучих или погружных и инфраструктуры.
Еще одним важным для развития импортозамещения документом является проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации». Законопроект предполагает установить механизмы, предоставляющие российскому правительству право определять отдельные виды работ, осуществление которых возможно выполнять только российскими судами. К указанным видам деятельности предлагается отнести, например, каботаж, ледокольную проводку, буксирные и дноуглубительные работы, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические работы и др.
При этом поправки не имеют обратной силы и не затронут уже заключенные контракты. То есть эти требования не будут распространяться на суда, построенные до даты вступления в силу законопроекта, и на договоры на постройку и (или) использование таких судов до принятия этих изменений. Также возможны исключения и для судов, построенных:
• за пределами территории России — в случае отсутствия условий и (или) невозможности осуществления технологических операций для строительства таких судов на территории Российской Федерации;
• на территории Российской Федерации — в случае невозможности обеспечения строительства таких судов в соответствии с установленными в Российской Федерации требованиями, которые предъявляются к промышленной продукции в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
ФОРМИРУЯ СПРОС
К комплексу взаимосвязанных между собой системных мер, направленных на обеспечение развития импортозамещения в области судостроения, относятся также нормативные правовые акты, формирующие спрос на продукцию судостроения путем субсидирования. Для этих целей были приняты следующие нормативные акты:
• постановление правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 года № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию»;
• постановление правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 года № 383 «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на Система оценки уровня локализации в судостроении предусматривает введение баллов в каждой категории возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в 2009–2023 годах, а также на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009–2023 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов»;
• постановление правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1917 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота».
В 2020 году была продолжена работа по дополнению этих нормативных актов. В частности, был определен порядок проведения отбора получателей субсидий. Кроме того, в прошлом году велась активная работа по актуализации плана мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации. Так, был разработан проект приказа Минпромторга России «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минпромторга России от 1 марта 2019 г. № 580» (проект Плана). В итоге проект Плана отражает реальную потребность в продукции, материалах, комплектующих, наиболее критичных с точки зрения импортозамещения, и включает в себя в том числе программное обеспечение контроля и управления системами судна, а также специальное оборудование для судов-газовозов, строительство которых запланировано на судостроительном комплексе «Звезда».
Отдельно хотелось бы отметить работу по формированию кодов и описанию позиций каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ) по продукции судостроительной промышленности, включенной в Перечень конкурентоспособной российской продукции, использование которой необходимо для реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.
Работа по формированию кодов КТРУ направлена на обеспечение унифицированного описания товаров, работ, услуг для того, чтобы все заказчики описывали объекты закупки по одному образцу. В части продукции судостроительной промышленности в 2020 году были разработаны 15 кодов КТРУ с указанием в том числе наименования товара, работы, услуги, единицы измерения количества товара, информации, содержащей описание товара, работы, услуги, даты начала обязательного применения соответствующего кода КТРУ и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 2020 году была проведена масштабная работа по разработке комплекса взаимосвязанных нормативных правовых актов для развития импортозамещения в судостроении, которая предполагает тесное взаимодействие государства, бизнеса, научно-исследовательских институтов, что в результате позволит выстроить оптимальную программу развития всей отрасли.
В 2021 году это деятельность продолжается. В III квартале 2021 года ожидается: принятие проекта постановления правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719», проекта приказа Минпромторга России «Об утверждении типовых условий контракта на выполнение работ по постройке судна, платформы плавучей или погружной и инфраструктуры, и информационной карты типовых условий контракта», проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», а также проекта приказа Минпромторга России «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минпромторга России от 1 марта 2019 г. № 580».
Эти документы являются наиболее значимыми нормативными правовыми актами для комплексного развития импортозамещения в области судостроения. §
Дмитрий Стоянов, заместитель генерального директора
по гражданской морской технике ЦНИИ «Курс»