Прошедший 2020 год для российского судостроения оказался результативным и выдался богатым на премьеры. Отечественные верфи передали заказчикам целую флотилию уникальных и сложных судов. Впрочем, такого итога во многом удалось достичь за счет завершения заказов-долгостроев.
На отечественных верфях в 2020 году построены самый большой и мощный в мире атомный ледокол «Арктика» и один из мощнейших дизель-электрических ледоколов «Виктор Черномырдин». Впервые за последние 30 лет сдан крупнотоннажный траулер «Баренцево море» и первый предназначенный для работы на российских внутренних водных путях эко-танкер «Георгий Москалев», задача которого утилизировать жидкие и твердые отходы, канализационные стоки и нефтепродукты с других судов, а также перерабатывать и очищать загрязненные воды.
На Дальнем Востоке дебютировал судостроительный комплекс «Звезда». Он сдал в эксплуатацию первый танкер Aframax «Владимир Мономах» и тем самым продемонстрировал, что российские судозаводы способны создавать крупнотоннажные, крупноблочные коммерческие проекты. Также в прошлом году ушло в рейс первое построенное за 60 лет в России круизное пассажирское судно «Мустай Карим».
Помимо этого, в России начался выпуск малых спасательных судов нового класса — служебно-разъездных катеровконструкции типа РИБ (RIB). Возрождается рынок персональных яхт и плавучих домов, который после 2008 года сузился практически до нуля.
Успех российских верфей по созданию высокотехнологичных и уникальных судов свидетельствует, что отрасль вышла из кризиса. «Такие результаты Россия показала благодаря количеству построенных гражданских судов, в том числе ледоколов», — прокомментировал успех генеральный директор ОСК Алексей Рахманов. Он отметил, что портфель гражданских заказов предприятия превышает 400 млрд руб., строится более 100 судов. Выручка в гражданском сегменте ОСК ежегодно увеличивается на треть. В 2016 году она составляла 28 млрд руб., в 2019‑м — 58 млрд а в 2020‑м уже более 90 млрд руб. Доля гражданской продукции в общей выручке корпорации в настоящее время достигла 21%.
«Последние годы судостроение находится на подъеме. Благодаря вниманию государства, внедрению эффективных мер господдержки выросла загрузка заводов и проектных бюро. Это радует и нам как крупному заказчику судов внушает оптимизм», — отметил в ходе онлайн-конференции «Философия проектирования судов», организованной ИАА «ПортНьюс» и Морским инженерным бюро, заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов. По его словам, по заказу организации только для внутреннего водного транспорта строится 150 судов: обстановочных, промерных, земснарядов.
Всего на российских верфях в 2020 году было построено 116 судов, из которых 74 — внутреннего водного плавания и 42 — под класс ФАУ «Российский морской регистр судоходства». В постройке находятся еще 260 судов (192 речных и 68 морских). Несмотря на завершение в 2020 году ряда крупных проектов, обеспечивших основную выручку отрасли, в количественном соотношении построенных судов преобладают проекты низкой контрактной стоимости. При этом строительство таких судов, как баржи — 11 шт., плавучие причалы — 10 шт., понтоны и наплавные мосты — 5 шт., хоть и не приносит значительного вклада в выручку гражданского судостроения, но позволяет поддерживать жизнедеятельность целых регионов Российской Федерации. Какие же направления развития коммерческого судостроения стали прорывными в 2020 году?
ЛЕДОВЫЙ ШТУРМ
Давно ожидаемым, но все равно ярким событием прошлого года стала сдача головного атомного ледокола «Арктика» типа ЛК‑60. В октябре 2020 года Балтийский завод передал ФГУП «Атомфлот» универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, заложенный в ноябре 2013 года и спущенный на воду в июне 2016‑го. Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. «Россия — бесспорный лидер в Северном регионе. Мы — единственная в мире страна, которая смогла создать атомный ледокольный флот, и сейчас мы принимаем в его состав еще один универсальный ледокол «Арктика». Он станет головным в серии судов — «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Это уникальная серия, которая предназначена для работы на СМП», — сказал глава российского правительства Михаил Мишустин в ходе торжественной церемонии поднятия государственного флага РФ.
Завершен еще один долгострой — самый мощный в мире неатомный ледокол проекта 22600 мощностью 25 МВт «Виктор Черномырдин». Строящийся с 2012 года сначала на «Балтийском заводе», а затем на «Адмиралтейских верфях» ледокол в ноябре 2020 года был передан заказчику — ФГУП «Росморпорт». Судно будет работать на подходах к морпортам Выборг, Высоцк и Приморск и проводить суда, включая крупнотоннажные танкеры. «Виктор Черномырдин» имеет ледовый класс Icebreaker8 и способен развивать скорость до 17,8 узлов на чистой воде, проходить льды толщиной до 2 м непрерывным ходом со скоростью 2 узла. Кроме того, ледокол может выполнять операции во льдах до 3 м.
Помимо ледоколов, отечественные верфи строят и другие не менее значимые для освоения и развития Арктики суда. В декабре «Адмиралтейские верфи» спустили на воду первую ледостойкую самодвижущуюся платформу «Северный полюс», возводимую по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Окончание строительства намечено на 2022 год. Научно-экспедиционное судно не имеет аналогов в мире. После ввода в эксплуатацию «Северный полюс» возобновит традиционную работу российских дрейфующих станций в Арктике.
БОЛЬШАЯ РЫБАЛКА
В минувшем году, пусть и с задержкой, российские верфи начали передавать рыбакам головные промысловые суда. Однако темпы исполнения контрактов в реальности серьезно отстают от планируемых. К концу третьего года реализации программы инвестиционных квот из 18 запланированных к сдаче промысловых судов рыбакам переданы всего пять. «Практически на всех верфях есть отставание графиков строительства рыбопромышленных судов.
Новый график подписан, он утвержден Минпромторгом и согласован нами. Надеемся, что сейчас сроки будут выполняться», — сказал заместитель министра сельского хозяйства — руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
С задержкой в полтора года компания «Архангельский траловый флот» (АТФ, входит в Северо-Западный рыбопро-мышленный консорциум) приняла в эксплуатацию крупнотоннажный кормовой траулерроцессор проекта КМТ01 «Баренцево море», который способен перерабатывать до 160 тонн рыбы в сутки. Концептуальный проект разработан норвежским дизайн-бюро Skipsteknisk под класс Российского морского регистра судоходства, проект адаптирован Морским инженерным бюро (МИБ). «Баренцево море» — головное судно, которое Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в ОСК) заложил в мае 2017 года и передал заказчику в сентябре 2020 года. Судно признано победителем в номинации «Лучший траулер 2020 года» по версии Baird Maritime Awards. «Этот траулер качественно отличается от находящихся в эксплуатации судов повышенным уровнем мощности энергетической установки, современным технологическим оборудованием, автоматизацией процессов переработки и управления ловом, комфортом и обитаемостью», — отметил директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров.
ВСЗ по заказу АО «Архангельский траловый флот» построит четыре судна проекта KMT01 — два из трех оставшихся судов уже спущены на воду, завершаются приготовления к спуску последнего судна серии. В мае 2020 года Ленинградский судостроительный завод «Пелла» передал дальневосточной компании «Антей» головное судно проекта 03070 — краболов «Русь». Его длина 50,5 м, ширина 12,5 м, осадка 6,7 м и валовая вместимость чуть более 1200 тонн. Контракт на строительство среднетоннажного промыслового судна был подписан в июне 2017 года. В марте 2018 года был заложен киль, а уже в декабре того же года краболов был спущен на воду. «Передача первого российского краболова — новый этап российского промыслового судостроения, — отметил заместитель генерального директора ОАО «Пелла» Илья Вайсман. — В продолжение серии проекта 03070 верфь ведет строительство двух судов-краболовов по заказу ООО «Островной-Краб ». Как и «Русь», эти суда строятся по программе инвестиционных квот на добычу краба».
В сентябре прошлого года «Верфь братьев Нобель» и СЗ «Вымпел» передали компании «Карелрыба» (Мурманск) малый рыболовный траулер. Проект малого рыболовного рефрижераторного траулера Т30В является принципиальной переработкой предварительной концепции Т30, предоставленной ОПС АО «ССЗ «Вымпел». Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде в ноябре 2020 года передал рыболовецкому колхозу им. Ленина третий траулер «Василий Каплюк» проекта SK‑3101R. Два первых — «Ленинец» и «Командор», переданные заказчику в августе и декабре 2019 года, уже работают на Камчатке. Примечательно, что договор на строительство этих трех траулеров-сейнеров, подписанный в январе 2016 года, стал первым в России контрактом на строительство подобных судов за последние 20 лет.
«Наше судостроение в этом году сдвинулось в сторону промысловых судов. Это действительно очень насыщенные и сложные суда, с точки зрения как их функций и установленного оборудования, так и подходов к проектированию и строительству», — отметил Геннадий Егоров. И это только начало, в рамках программы инвестиционных квот строительство промыслового флота продолжится. В ближайшие
несколько лет верфи будут передавать рыболовам не менее десяти судов в год.
ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА
Значимое для отечественного судостроения событие в прошлом году произошло на Дальнем Востоке. Судостроительный комплекс «Звезда» (Большой Камень, Приморский край) передал компании «Роснефтефлот» первый российский нефтеналивной танкер типоразмера Aframax «Владимир Мономах». В январе 2021 года танкер (длиной 250 м, шириной 44 м, дедвейтом 114 тыс. тонн, ледового класса
Ice1А) вышел в первый рейс. На сегодняшний день в портфеле верфи — 12 танкеров типоразмера Aframax, 10 из них — по заказу «Роснефтефлота».
«Сдача судна — пример того, что крупнотоннажное, крупноблочное судостроение в России реально. Вот первая ласточка, и она уже в эксплуатации, — отметил Геннадий Егоров. — Важно еще и то, что раньше мы все время находились в неких «замкнутых пространствах» и говорили, по сути, об одних и тех же предприятиях, технологических решениях (как правило, на Северо-Западе) ». Теперь география строительства высокотехнологичных крупнотоннажных судов расширилась.
Общий портфель заказов дальневосточной судоверфи насчитывает свыше 50 судов. В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, морские буровые платформы, атомные ледоколы и суда ледового класса, крупнотоннажные транспортные суда, включая танкеры-газовозы, специальные суда и другие виды морской техники, которая ранее в России не выпускалась, поскольку в стране не было необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.
Не отстают от новичка и соседи. Амурский судостроительный завод, одно из крупнейших предприятий судостроительного профиля в Дальневосточном регионе, в январе 2020 года передал ООО «Газпром флот» судно снабжения «Остап Шеремета» проекта 22420 для работ с плавучими полупогружными буровыми установками. Оно было заложено 16 февраля 2011 года, выведено из стапельного цеха 11 июня
2014 года.
ЗАБОТА О ПАССАЖИРАХ
Прорывным прошлый год стал и для пассажирского флота. Судостроители «Красного Сормова» передали компании «ВодоходЪ» лайнер «Мустай Карим» проекта PV300, доказав, что не только на иностранных верфях можно строить круизные пассажирские суда. Четырехпалубное пассажирское судно вместимостью 300 пассажиров, которое можно сравнить с пятизвездочным отелем на воде, в августе
2020 года отправилось в первый рейс.
Еще одна победа отечественных судостроителей — завершение строительства на Невском ССЗ грузопассажирского парома проекта PV22 «Адмирал Невельской» арктической категории Arc4. Головное судно будет обеспечивать сообщение между островом Сахалин и Курилами. «Адмирал Невельской» был заложен в марте 2019 года и построен непривычно быстро и без задержек. Первое судно серии «Павел Леонов» заложено в апреле 2019 года.
МНОГО — ЗНАЧИТ НАДО
Драйвером российского судостроения по количеству сданных судов в 2020 году остаются сухогрузы (построено 17 единиц), баржи (11) и специальные суда обслуживающего флота. В частности, в 2020 году завод «Красное Сормово» по контактам с Государственной транспортно-лизинговой компанией передал заказчикам десять сухогрузов проекта МИБ RSD59. К началу 2021 года завод построил и передал заказчикам 22 сухогруза проекта RSD59.
«Красное Сормово» — лидер по количеству построенных судов проекта RSD59 среди отечественных судостроительных предприятий, — рассказал в интервью ИАА «ПортНьюс» генеральный директор верфи Михаил Першин. — Мы вышли на такие темпы работы, что время строительства одного сухогруза с момента начала резки металла до передачи заказчику составляет всего полгода». Семь судов этого проекта в прошлом году сдала Окская судоверфь. Завод сейчас строит 15 судов проекта RSD59. Невский судостроительно-судоремонтный завод (Невский ССЗ) достраивает третье многоцелевое сухогрузное судно проекта RSD59 «Пола Гали». Всего заводу заказано пять таких сухогрузов, два из которых уже сданы и работают.
«Сухогрузы проекта RSD59 строятся на трех судостроительных заводах России. Это говорит о том, что этот проект хорошо продается и что сухогрузные суда востребованы», — отметил Геннадий Егоров.Одновременно решаются задачи по обеспечению безопасности флота. Для этих целей продолжается строительство Росморречфлотом сложных многофункциональных аварийно-спасательных судов. В 2020 году «Невский ССЗ» передал заказчику мелкосидящее многофункциональное аварийно-спасательное судно — буксир мощностью 5,2 МВт проекта Морского инженерного бюро MPSV12 «Бейсуг» арктического ледового класса Arc5.
«Это совершенно уникальные суда, которые много лет наши коллеги из Морспасслужбы мечтали получить», — прокомментировал Геннадий Егоров. Сложный 2020 год действительно стал богатым на ввод уникальных головных судов, но при этом следует признать, что большинство из них сданы с большими задержками. Благодаря заделу прошлых лет позитивным для отрасли ожидается и 2021 год. Верфям важно удержать взятый темп в коммерческом судостроении, но для этого необходимо, чтобы сохранилась господдержка отрасли и одновременно развивались бы механизмы финансирования судостроения, в том числе лизинга. §
Татьяна Вильде