«Балтийская Топливная Компания» (БТК) вначале ориентировала проект морского топливного терминала «Турухтанные острова» в порту Санкт-Петербург на мазутную перевалку и бункеровку судов. Однако в 2020 году менеджмент компании пересмотрел концепцию терминала, добавив в нее экспортные отгрузки битума. О работе первого в России битумного морского терминала, а также о планах по развитию топливного бизнеса журналу «ПортНьюс» рассказал генеральный директор БТК Станислав Корнеев.
— Станислав Игоревич, поясните, пожалуйста, что стало причиной появления новой концепции строительства производственной линии по перевалке битума на действующем терминале?
— Изначально терминал «Турухтанные острова» был задуман как перевалочный комплекс для приема нефтепродуктов железнодорожным транспортом и их отгрузки на морские суда. Был разработан проект, рабочая документация, получено разрешение на строительство.
Первый этап проекта был реализован в 2017 году. В него вошли работы по созданию и модернизации железнодорожных путей, развитию железнодорожной станции, строительству эстакады слива нефтепродуктов, котельной и прочего технологического оборудования для приема, слива и отгрузки мазута, дизтоплива, вакуумного газойля и прочих нефтепродуктов с температурой вспышки выше 60°. Также были построены два причала, произведены дноуглубительные работы, в результате которых мы
стали принимать суда с осадкой до 8,5 м.
Второй этап предполагал строительство резервуарного парка на 42 тыс. тонн хранения, еще больший объем дноуглубления, строительство искусственного земельного участка, образование еще двух причалов и так далее. Этот этап был приостановлен в связи с рисками и неопределенностью, возникшими на нефтяном рынке.
Когда мы увидели, буквально в прошлом году, куда движется нефтепереработка, мы попытались найти для себя еще не занятую нишу. Сложилась новая концепция экспорта битума, и мы приняли решение достраивать терминал именно в ней.
— В России нет битумных терминалов?
— Морских нет. Оказалось, что в стране нет ни одного специализированного терминала, который может осуществлять морские отгрузки наливом таких продуктов, как битум или гудрон, т. е. переваливать что-то тяжелее мазута… Это и понятно — до последнего времени этих продуктов производилось не так много. Фактически их потребление было ориентировано только на внутренний рынок и направлено на строительство дорог.
В результате налогового маневра изменилась глубина переработки нефти, битум стали производить все больше и больше. На нефтеперерабатывающих заводах образовался его избыток. НПЗ и перерабатывающие компании стали искать возможность его реализации, помимо внутреннего рынка, еще и на экспорт.
— Как устроен мировой экспортный рынок битума? Кто ваши основные покупатели?
— Битум экспортируется по всему миру, как правило, из больших хабов. Например, крупные битумные морские терминалы есть в США, Великобритании, Бельгии и ряде других стран. В перевозках задействуется очень дефицитный и специфический флот. В мире, если я не ошибаюсь, существует всего лишь порядка 50 танкеров для битума грузоподъемностью от 3,5 до 30 тыс. тонн, и в последнее время они становятся все более и более востребованными. Что касается спроса на российский битум, то, конечно, это европейские страны. Прежде всего Финляндия, где в 2020 году в связи с ужесточившимися экологическими требованиями закрылись два завода, производившие битум. Поэтому с 2021 года Финляндия становится крупным потребителем этого продукта. Также наши покупатели находятся в Бельгии, Норвегии, Эстонии, Англии, Испании и даже в Африке.
— Какой будет логистика в случае с Финляндией, другими странами? Планируете ли вы задействовать свой автопарк?
— Когда мы говорим о поставке битума автомобильным транспортом, нужно учитывать колоссальные требования к международным автоперевозкам, к автомобильному транспорту, который осуществляет такие перевозки, к водителям, которые задействованы в них, плюс тарифы… Битум транспортируют из европейской части России — из Москвы, Ярославля, Рязани или Самары. Везти его автотранспортом до Финляндии очень дорого. Понятно, что доставка железнодорожным транспортом, перевалка на морской танкер и отправка морем обходятся гораздо дешевле, и сразу можно реализовать большую партию.
К тому же, битум — нишевый продукт. Он сложный для перевалки и транспортировки, требующий реально больших трудозатрат, как человеческих, так и технологических. Для работы с ним требуется серьезная проработка и подготовка. Это связано с его качественными характеристиками, в частности с температурным режимом, в котором битум переваливается и перевозится. Заморозить битум очень просто при температуре +100 °C. И обратно его разогреть очень сложно… Для битума поддержание высокого температурного режима требуется на протяжении всей логистической цепочки. Поэтому стандартное оборудование для перевозки и перевалки таких нефтепродуктов, как мазут и дизельное топливо, здесь не подходит.
Сейчас поставки с заводов на терминал осуществляются как нашим собственным, так и привлеченным автомобильным транспортом. В начале 2021 года наше автопредприятие произведет замену всего парка автоцистерн на новые. В месяц мы принимаем порядка 400 машин. Терминал располагается в промышленной зоне, с прямым примыканием к Западному скоростному диаметру и Кольцевой автодороге (КАД). То есть экологическая нагрузка идет на КАД, практически с исключением городской дорожной сети. Но уже в ближайшее время мы настроены отказаться от автомобильного транспорта и осуществлять транспортировку битума на наш морской терминал по железной дороге.
— Какие работы по строительству битумного терминала уже выполнены?
— За три летних месяца 2020 года мы полностью реализовали первый этап: разработали проект при участии нашего поставщика оборудования для битума — компании TA GROUP, получили все необходимые согласования, построили и ввели в эксплуатацию комплекс по перевалке битума с автотранспорта на морские суда. Это современнейший, полностью автоматизированный комплекс, который позволяет одновременно принимать до шести машин и переваливать порядка 3000 тонн битума в сутки.
— Какой станет полная мощность терминала после завершения строительства битумной линии?
— Планируем реализовать этот проект до конца 2021 года. Мы добавим к перевалке еще порядка 400 тыс. тонн битума и гудрона в год. То есть к существующему 1 млн 200 тыс. тонн мазута, которые мы сейчас обрабатываем, добавится порядка 300–400 тыс. тонн битума с возможностью отгрузки на морские суда. Таким образом, мощность терминала «Турухтанные острова» составит примерно 1,6 млн тонн в год.
— Битумный терминал вы строите на собственные средства?
— Первый этап битумного проекта мы реализовали на собственные средства. В общей сложности мы собираемся инвестировать порядка 1 млрд 200 млн руб. Примерно на 70% это будут заемные средства.В рамках этого инвестпроекта мы намерены осуществить дополнительные вложения в развитие причального фронта: до конца февраля текущего года будет полностью сформирован искусственный земельный участок размером 1,4 га, закончено строительство причалов СВ‑16, СВ‑17 и СВ‑18, которые будут задействованы как для отгрузки нефтепродуктов, так и будут использоваться в качестве вспомогательных причалов для нашего технического и аварийно-спасательного флота.
— Как функционирует терминал «Турухтанные острова» в настоящее время?
— Мы продолжаем переваливать наши традиционные грузы: мазут, дизельное топливо, судовое топливо — как для бункеровки судов, так и на экспорт. В 2020 году мы также работали с такими специфическими продуктами, как низкосернистые прямогонные мазуты, а также с другими нефтепродуктами с уникальными качественными характеристиками, которые мы смогли сохранить для клиента.
При обращении с опасными грузами мы уделяем большое внимание технике безопасности и охране труда, поэтому с момента начала работы битумной перевалки персонал комплекса прошел обучение для работы на новом оборудовании, укомплектован всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты.
Кроме того, продолжаем развивать нашу производственную химическую лабораторию для работы с новыми грузами, что позволяет производить экспресс-анализы и контролировать качество нефтепродуктов для наших клиентов.
— На протяжении многих лет вы входите в тройку лидеров рынка бункеровки порта Санкт-Петербург. С какими результатами вы закончили 2020 год? Какие планы на 2021‑й?
— Да, мы более 20 лет успешно работаем на рынке бункеровки судов. В 2020 году мы увеличили объем реализованного судового топлива почти на 40%. Существенную долю в этом объеме составило низкосернистое топливо с содержанием серы до 0,1 и 0,5%. Несмотря на опасения конца 2019 года о нехватке на бункерном рынке этих продуктов, мы ввели их в нашу линейку розничных продаж, активно работаем с ними, сохраняем довольно большой объем реализации в Большом порту Санкт-Петербург и в порту Усть-Луга, а также осуществляем экспортные отгрузки этих нефтепродуктов. Безусловно, такие результаты стали возможны в первую очередь благодаря эффективности всей команды сотрудников. Несмотря на стольнепростой режим работы в 2020‑м, нам удалось сохранить и обеспечить слаженную работу, быть в постоянном контакте на всех уровнях функционирования предприятия. Мои отдельные слова благодарности персоналу терминала и экипажам судов, которые, несмотря на сложную ситуацию, продолжали ежедневную круглосуточную работу, выполнили все планы и задачи компании.
Мы активнейшим образом продолжаем развивать свою экологическую деятельность: у нас работает собственное профессиональное аварийно-спасательное формирование (АСФ), мы наращиваем свой аварийно-спасательный флот, дополнительно обучаем спасателей. В прошедшем году компания «Контур СПБ» (относится к БТК. — Прим. ред.) участвовала в ликвидации довольно крупных разливов,
показав свою эффективность и профессионализм. Несмотря на специфику работы, в 2020 году мы продолжили курс на замену и модернизацию флота, увеличили количество танкеров за счет аренды
двух дополнительных бункеровщиков.
Также в декабре 2020 года мы пополнили свой аварийно-спасательный флот шестым по счету нефтемусоросборщиком. Судно «Дельфин» было построено по нашему проекту в рекордно короткие сроки на судостроительном предприятии ООО «Северное море» (Санкт-Петербург). При большой маневренности судно способно собирать на бортнефтеводяную смесь — с дальнейшей сдачей в переработку.
Кроме того, мы готовы предложить свои услуги и накопленный опыт для эффективного обеспечения несения готовности и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов при строительстве инфраструктуры Северного морского пути. Для этих целей мы уже формируем соответствующий специализированный флот и будем готовы к работе в ближайшее время. Убежден, что 2021‑й станет для
компании не менее успешным и задаст новый вектор работы предприятия на ближайшие годы.