журнал №1 (2021)

Портовая инфраструктура

Глубоко копают

ФГУП «Росморпорт» в 2020 году выполнил план ремонтных дноуглубительных работ, обеспечив навигационные параметры акваторий и подходных каналов на 49 объектах в 22 морских портах России.

Согласно оперативным данным ФГУП «Росморпорт», дноуглубление выполнено в объеме 7,8 млн куб. м в таких портах, как Архангельск, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Калининград, Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Ейск, Темрюк, Кавказ, Тамань, Новороссийск, Туапсе, Астрахань, Оля, Махачкала, Шахтерск.

В работах был задействован как собственный флот «Росморпорта» (17 земснарядов и 8 единиц вспомогательного флота), так и флот подрядных организаций — 4 земснаряда. Доля работ, выполненных дноуглубительной техникой предприятия, в общем объеме ремонтного дноуглубления неуклонно растет и в этом году составила 90%.

Остановимся на наиболее крупных дноуглубительных проектах.

ВКМСК
Ввиду негативной тенденции понижения уровня Каспийского моря, интенсивной заносимости, вызванной паводковыми, штормовыми и сгонно-нагонными явлениями Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) возникает необходимость увеличения ежегодных объемов дноуглубительных работ, чтобы обеспечить навигационную глубину 5,1 м для безопасного прохода судов по каналу. Если в 2019 году Астраханским филиалом Росморпорта извлечено более 2,8 млн куб. м грунта, то на 2020 год объем извлеченного грунта, в соответствии с планом, составлял порядка 3,9 млн куб. м.

Ремонтные дноуглубительные работы в акватории ВКМСК осуществляются как собственными земснарядами «Петр Саблин», «Артемий Волынский», «Иван Черемисинов» и «Уренгой», так и с привлечением судов иных организаций, в частности земкаравана «Балтийская». Для снижения заносимости ВКМСК и затрат на дноуглубление ФГУП «Росморпорт» планирует создать защитные сооружения, строительство которых начнется в 2021 году.