журнал №1 (2020)

Бункеровка

Южный след в бункеровке

Объем российского бункерного рынка за 2019 год упал, по сравнению с прошлым годом, более чем на 6%, при росте совокупного грузооборота портов на 2,9%. Негативное влияние на общие показатели рынка оказал Южный бассейн — в Азово-Черноморских портах за год на 5,2% сократилась перевалка грузов, а объемы продаж судового топлива рухнули на 20,8%.

В 2019 году грузооборот морских портов России составил 840,3 млн тонн, что на 2,9% выше аналогичного показателя предыдущего года. Между тем годом ранее прирост объемов перевалки грузов составил 3,8%.

ЮГ
Еще в начале 2019 года эксперты прогнозировали существенное снижение грузооборота в морских портах Азово-Черноморского бассейна в связи с вводом в эксплуатацию Крымского моста и переориентации части грузов с морского транспорта на автомобильный. Так и произошло. В портах Южного бассейна в 2019 году обработано 258,1 млн тонн грузов, что на 5,2% меньше, чем годом ранее. Например, грузооборот порта Кавказ из-за оттока части груза на наземный транспорт упал, по итогам года, на 30%. Это повлекло за собой падение объемов бункеровок в регионе на 20,8% — до 1,9 млн тонн.
Проследить динамику цен на судовое топливо за 2019 год в регионе можно на примере порта Новороссийск, крупнейшего в южном бассейне. Стоимость мазута стандарта IFO‑380 HS с начала года постепенно росла вслед за ростом мировых котировок на нефть и к весне стабилизировалась на уровне около $400, достигнув максимума в $404 за тонну в мае. В результате, в первом полугодии бункерные компании продавали мазут на 10,3% дороже, нежели в аналогичный период годом ранее.