1. Главная
  2. Журналы
  3. ПортНьюс
  4. Журнал №2-3 (2020)
  5. Секреты устойчивости в эпоху перемен

журнал №2-3 (2020)

Бункеровка

Секреты устойчивости в эпоху перемен

В условиях пандемии, снижения нефтяных цен и вступления в силу новых экологических требований к судовому топливу компания «Газпромнефть Марин Бункер», один из лидеров российского бункерного рынка, не просто удержалась на плаву, но и улучшила рыночные показатели. По итогам I квартала 2020 года ее доля на отечественном рынке увеличилась на 5%, а объем розничных продаж вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Для судовладельцев и поставщиков топлива 2020 год изначально ожидался непростым. С 1 января текущего года вступили в силу новые экологические требования международной конвенции MARPOL.

Участники рынка усиленно готовились к этому заранее. Судовладельцы предпринимали меры для перехода на низкосернистое топливо или оборудовали флот скрубберами. Первоначально решение оснастить судно оборудованием (скруббером) для очистки отработанных газов, которое позволяет продолжать использовать более дешевые темные сорта топлива с высоким содержанием серы, казалось довольно привлекательным. Однако стоимость обслуживания оборудования и дорогостоящая утилизация отходов, а также возможные новые ограничения по выбросам соединений азота фактически нивелируют эту экономию в долгосрочной перспективе. Поэтому многие судовладельцы выбрали другой, немного более затратный, но экологичный вариант и перешли на использование топлив с содержанием серы не более 0,5%.

В свою очередь, бункерный бизнес решал вопрос: как обеспечить производство и поставку судового топлива с содержанием серы не более 0,5%?

Компания  «Газпром нефть» в долгосрочной стратегии развития сделала ставку на экологичные судовые топлива, имеющие рыночный потенциал. Заблаговременно была проведена модернизация нефтеперерабатывающих заводов и терминальных активов. Это обеспечило возможность производства судового топлива, полностью соответствующего повышенным экологическим требованиям. В частности, на Омском НПЗ был организован выпуск продукции по уникальной рецептуре. Также был налажен выпуск блендированного продукта с высокими экологическими характеристиками на терминалах компании, в Санкт-­Петербурге и Новороссийске. Первую бункеровку судового топлива с содержанием серы менее 0,5% компания «Газпромнефть Марин Бункер» провела еще в октябре 2019 года.

«К моменту вступления в силу MARPOL‑2020 наша компания уже накопила большой опыт работы с новыми марками нефтепродуктов, что укрепило наш статус надежного и технологичного поставщика судового топлива. Благодаря своевременным действиям со стороны участников рынка в сфере производства судовых топлив сложилась стабильная ситуация как по наличию необходимых продуктов, так и по ритмичным поставкам нефтепродуктов в порты», — отметил генеральный директор «Газпромнефть Марин Бункера» Алексей Медведев.

По его словам, сегодня в портфеле компании — практически все виды продукции, востребованные на рынке: низкосернистые топлива с содержанием серы менее 0,5% и ультранизкосернистые, содержание серы в которых ниже 0,1%, судовое маловязкое топливо. Реализуемые нефтепродукты производятся на нефтеперерабатывающих заводах «Газпром нефти» в Москве и Омске, часть изготавливается путем блендирования на терминальных мощностях компании.

В продуктовом портфеле присутствуют и темные нефтепродукты, которые используются на судах, оборудованных скрубберами. Однако постепенно доля такого топлива будет сокращаться. Это будет происходить по мере увеличения спроса на более экологичное топливо, а также с прекращением производства мазута на НПЗ «Газпром нефти» к 2024 году.

Процесс увеличения спроса в пользу экологичных сортов топлива закономерен. По оценкам экспертов, из-за ужесточения экологических требований к судовому топливу изменится и структура этого сегмента рынка. Если раньше доля темных нефтепродуктов на мировом бункерном рынке составляла 70%, то в ближайшие годы она снизится до 15–20%.

Экологичная альтернатива

Альтернативой мазуту станут дистилляты, но и они постепенно будут замещены новыми марками низкосернистых топлив. «Также все большую долю в продуктовой корзине бункеровочных компаний будет занимать СПГ. В среднесрочной перспективе при условии развития необходимой инфраструктуры газомоторное топливо будет крайне востребовано. Уверен, что с развитием береговой и бункеровочной инфраструктуры судовладельцы, оценив преимущества СПГ, в среднесрочной перспективе сделают выбор в пользу газомоторного топлива», — считает Алексей Медведев.

«Газпромнефть Марин Бункер» уже развивает направление по внедрению в бизнес-­процессы новейших СПГ-технологий. Так, еще в 2018 году компания внедрила в практику российского судоходства международный стандарт ISO 20519:2017 «Суда и морские технологии. Требования к бункеровке судов, использующих сжиженный природный газ в качестве топлива». Фактически это стало отправной точной создания нормативной базы СПГ-бункеровки. Сейчас компания реализует собственный проект СПГ-бункеровщика. Уже в следующем году «Газпромнефть Марин Бункер» планирует приступить к бункеровкам газом. Стратегической задачей компании также является модернизация и развитие производственных активов — бункерных терминалов и флота.

В условиях пандемии

Но если ужесточение экологических требований к судовому топливу было ожидаемым, то падение спроса на него и обвал цен на нефть в марте 2020 года из-за пандемии коронавируса стали серьезным и непредсказуемым вызовом, с которым столкнулась мировая экономика. Снижение спроса и цен на нефть повлекло за собой снижение цен на бункерное топливо и увеличило рост дифференциалов к европейским портам.

Устойчивость бизнеса в столь сложных макроэкономических условиях стала линейно зависеть от быстрых и эффективных управленческих решений. «Мы смогли довольно быстро адаптироваться к новым условиям. Стали больше работать точечно, активно и с гибким ценообразованием. В результате по итогам I квартала увеличили рыночную долю и на 5% нарастили объем розничных продаж, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Наша компания одна из первых представила новый востребованный судовладельцами экологический вид топлива с содержанием серы менее 0,5%. Наша задача — развиваться в общем фарватере и действовать на опережение динамично меняющихся рыночных условий», — отметил генеральный директор «Газпромнефть Марин Бункера».

Татьяна Вильде