В 2020 году 105 лет исполняется Мурманскому морскому торговому порту. С постройкой морской гавани началось активное освоение побережья Кольского залива, результатом которого стало появление на карте страны города Мурманска.
Об истории и вызовах сегодняшнего дня «ПортНьюс» рассказал генеральный директор АО «Мурманский морской торговый порт» Алексей Рыкованов.
— Алексей Евгеньевич, история Мурманского морского торгового порта (ММТП) — часть истории города и региона. На разных этапах приходилось решать различные задачи. Можно ли выделить самые ответственные периоды, и насколько тот опыт применим к сегодняшнему дню?
— Каждый этап важен, потому что предприятие постоянно решало новые для себя задачи, с которыми до этого не сталкивалось. Так было в 1915-м, когда на каменистых берегах Кольского залива в условиях Арктики начинали строить первые причалы и железнодорожные пути к ним. Или в годы Великой Отечественной войны, когда под регулярными авианалетами порт продолжал работать и обеспечивал поставку необходимых грузов на фронт и в тыл. Или огромный объем работ в послевоенные периоды. Каждое десятилетие — это новые задачи, цели и опыт, который ложился в основу дальнейшего развития.
Это актуально и для наших дней. Могу сказать, что 2019 год стал одним из самых успешных за всю историю предприятия. Впервые грузооборот порта превысил 17,5 млн тонн, а вместе с грузовым районом № 3 (ООО «Мурманский балкерный терминал») превысил 23 млн тонн. Был взят рекорд погрузки на одно судно, продержавшийся с 2013 года, — он составил 156 тыс. тонн. Достигнута новая планка максимальной суточной выгрузки вагонов — 858 единиц. Инвестиции в производство составили порядка 1,5 млрд руб., в том числе 958 млн — в экологические проекты. Общий объем налоговых отчислений АО «Мурманский морской торговый порт» в 2019 году превысил миллиард рублей, в том числе 900 млн — в региональный и местный бюджеты. Это средства, которые, благодаря работе порта, идут на решение социально значимых вопросов для мурманчан и жителей региона. И, конечно, в тот момент никто не мог предположить, какие испытания ждут нас в 2020 году.
— Каким стал для АО «ММТП» юбилейный 2020 год?
— Начиналось все вполне планово. Практически без остановок на зимний период в ММТП стартовала арктическая программа 2020 года и тем самым фактически стала круглогодичной — уже в январе погрузили в трюма теплохода «Северный проект» 18000 тонн отечественного щебня, произведенного в карьерах Мурманской области. Предыдущий «арктический» теплоход был обработан менее чем за месяц до этого.
Продолжилась реализация программы технического перевооружения предприятия. Был принят в эксплуатацию новый многофункциональный трактор Valtra T144A, приобретены четыре грейфера увеличенного объема и два новых колесных погрузчика Liebherr L 566. Для повышения уровня культуры безопасности работников порта новыми системами улучшения видимости (тепловизорами) оснастили четыре погрузчика. Чуть позже в порт поступили два самых мощных в своем классе гидравлических перегружателя Sennebogen 875Е на самоходном гусеничном однопутном портале.
Знаковым событием для Мурманской области и Мурманска стало завершение реализации проекта строительства пылеветрозащитных экранов. Эта работа проводилась в соответствии с соглашением о взаимодействии между Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и АО «Мурманский морской торговый порт». Оно было заключено в 2017 году в рамках Года экологии в Российской Федерации. Соглашение включает 13 проектов: применение систем орошения, строительство ливневых очистных сооружений, создание экологической диспетчерской и др. Кстати, в рамках данного соглашения предприятием реализовано 86% запланированных мероприятий. Это позволило сократить нагрузку на окружающую среду более чем в 30 раз. Строительство пылеветрозащитных экранов является одним из самых значимых мероприятий нашей экологической программы. Технология их использования позволяет в четыре раза сократить скорость ветра, а эффективность пылеподавления только с их помощью составляет более 80%. Эта работа получила высокую оценку правительства Мурманской области, Мурманской областной Думы, администрации Мурманска.
Для визуальной привлекательности специалистами МГХПА им. С. Г. Строганова во главе с доцентом кафедры академического рисунка А. Рыжкиным было разработано дизайнерское оформление экранов. На нем созданы красочные панно, отражающие специфику Мурманска и деятельности Мурманского морского торгового порта: герб города Мурманска, панно «Врата в Арктику», «Мурманск — город-порт», «История Мурманской области — Петроглифы». Всего было установлено 1553 м конструкций экранов высотой 20 м. Общая площадь смонтированных панелей составила 27443 кв. м.
По итогам оценки хозяйственной деятельности, проведенной специалистами Международного экологического фонда «Чистые моря», ММТП получил Платиновый сертификат соответствия экологическому стандарту «Чистый порт». Аудиторы анализировали деятельность порта за последние четыре года, и, по результатам проверки, ММТП получил наивысшую оценку. Наряду с международным сертификатом ISO 14001:2015, полученным в 2018-м и подтвержденным в 2019 году, он свидетельствует о соответствии деятельности предприятия самым высоким международным требованиям экологического менеджмента.
Ассоциация морских торговых портов отметила работу ММТП в сфере экологии. По итогам проводимого ею ежегодного конкурса среди стивидорных компаний страны ММТП стал победителем в номинации «Лучшее экологическое предприятие» и лауреатом в номинации «Лучшая стивидорная компания». Также Мурманский морской торговый порт был отмечен в конкурсе «Лидер отрасли» Федерального агентства морского и речного транспорта. Предприятие удостоено дипломов в номинациях «Морская стивидорная компания» и «Субъект транспортной инфраструктуры в сфере транспортной безопасности».
— Как была организована работа порта во время пандемии?
— Угроза распространения коронавирусной инфекции стала серьезным испытанием для всей страны, в том числе и для нашего порта. В этот момент руководство компании определило две главные задачи: обеспечить безопасность работников порта и сохранить транспортные связи, без которых немыслим современный мир.
Прежде всего были предприняты все необходимые для защиты людей меры. Здоровье работников предприятия и членов их семей — это безусловный приоритет. Были внесены корректировки в рабочий график: часть сотрудников переведена на удаленную работу, часть — в режим нерабочих дней. Работникам, обеспечивающим непрерывный производственный цикл, выданы средства индивидуальной защиты: многоразовые марлевые повязки, респираторы FFP‑2. Для подразделений с большим числом работников были приобретены и установлены ультрафиолетовые облучатели. Также усилены меры по дезинфекции помещений, зданий и технологического оборудования. Стивидорам, которые контактируют с администрациями иностранных судов, дополнительно выдавались очки, одноразовые костюмы и перчатки.
Несмотря на пандемию, в этот период в ММТП было установлено несколько производственных рекордов. Дважды обновлялся рекорд погрузки судов. Сейчас он составляет 158333 тонны угля, которые были погружены на борт судна «BERGE WEISSHORN», относящегося к классу Capesize. Предыдущий рекорд был установлен в феврале 2020 года и составил 157451 тонну.
По-настоящему ударным для арктического направления работы стал май 2020 года в Мурманском морском торговом порту. Портовики обработали семь судов с арктическим грузом — прежде всего строительными материалами, предназначенными для проведения работ в Арктической зоне Российской Федерации в рамках реализации инфраструктурных проектов. Более того, весна текущего года запомнится не только мурманским портовикам, но и сотрудникам ОАО «РЖД», поскольку на железнодорожной станции Мурманск был установлен новый абсолютный рекорд выгрузки — 1212 вагонов. Никогда прежде Мурманской железной дороге не удавалось добиться подобных результатов.
— Пандемия повлияла на планы развития порта?
— Мы не стали пересматривать стратегический план развития предприятия. В этом году в порту началась реализация проекта по реконструкции причала № 2 Грузового района № 1. Его главная цель — это развитие инфраструктуры Мурманского морского торгового порта, повышение эффективности, качества и оперативности обработки грузов. При этом особое внимание уделяется вопросам экологии и уменьшению воздействия на окружающую среду. Предполагается, что работы будут завершены в 2022 году. Объем инвестиций ММТП составит свыше одного миллиарда рублей.
В рамках реконструкции планируется увеличение длины причала до 219,37 м, строительство двух швартовых палов с увеличением длины причального фронта с 219,37 м до 284,37 м, замена отбойных устройств. Дноуглубительные работы будут проводиться до отметки 12,35 м. После реализации проекта будут достигнуты параметры, предоставляющие возможность швартовки и грузообработки судов шириной до 32,24 м и длиной до 229 м, в том числе типа «Панамакс». Проект является частью плана по реконструкции объектов портовой инфраструктуры грузового района № 1. Срок эксплуатации нового гидротехнического сооружения составит не менее 50 лет.
С 1 июля 2020 года АО «Мурманский морской торговый порт» приняло полномочия единоличного исполнительного органа (ЕИО) по отношению к ООО «Мурманский балкерный терминал». Решение об объединении операционного управления двумя крупнейшими сухогрузными терминалами в морском порту Мурманск было принято с целью реализации положительного синергетического эффекта при осуществлении операционной деятельности и реализации перспективных инвестиционных проектов портовых терминальных мощностей двух терминалов, которые граничат друг с другом наземной территорией и акваторией, имеют общую железнодорожную инфраструктуру и исторически развивались как единый транспортный узел.
— Но коронавирусная инфекция не единственное испытание, с которым столкнулся ММТП?
— В тот момент, когда мы, по большому счету, научились справляться с пандемией, и казалось, что испытания на прочность пройдены, впереди нас ждали новые серьезные вызовы.
Экзаменом на профессиональную состоятельность стала ситуация, вызванная аварией на железнодорожном мосту на подъезде к Мурманску. Она нарушила функционирование огромной логистической цепочки, одним из важных элементов которой является ММТП.
Оценив ситуацию, мы подготовили и реализовали альтернативные логистические решения, а также программы деятельности предприятия в этих по-настоящему экстремальных условиях. Отмечу, что ситуация в очередной раз позволила однозначно подчеркнуть роль ММТП и его преимущества. Еще раз было доказано, что варианты логистики через другие порты приводят к дополнительным издержкам грузоотправителей из-за более высокого фрахта или стоимости перевалки, поскольку Мурманский морской торговый порт на текущий момент сохраняет за собой статус единственного предприятия на Северо-Западе РФ, которое способно обрабатывать суда класса Capesize вместимостью более 150 тыс. тонн. Было видно, что при выборе порта поставщик оценивает суммарные затраты на доставку груза до конечного клиента.
Например, в мае Мурманский морской торговый порт обеспечивал доставку железной руды в океанских судах класса Capesize до Китая стоимостью около $20 за тонну. Другим важным аспектом является скорость погрузки судна, интенсивность погрузочно-разгрузочных работ, которая на нашем предприятии составляет 25 тыс. тонн в сутки.
Важно, что даже в этих условиях отсутствия грузов порт жил. В период вынужденного простоя специалисты прорабатывали варианты дальнейшего сокращения затрат на логистику, проводились плановые ремонты, обучение персонала. Так что это время точно не было потеряно.
— Как вы оцениваете этот период? И какие перспективы?
— Могу сказать, что мурманские портовики проделали масштабную работу с коллегами из ОАО «РЖД». Мы научились работать в еще более тесном контакте и решать проблемы, которые, наверное, могли бы кого-то поставить в тупик, но только не нас. И мы в очередной раз сдали экзамен на профессиональную состоятельность. Сейчас в порт ежесуточно поступает 15 пар поездов, которые следуют по временному пути. Это позволяет реализовывать планы второго полугодия. Рассчитываем на полное восстановление железнодорожного сообщения, когда будет построен новый мост.
Дмитрий Ищенко