журнал №2-3 (2020)

Судостроение

Крабовый заплыв

В рамках программы инвестквот «под киль» в России запланировано строительство 35 краболовов до 2025 года. При этом рыбопромысловые компании жалуются на срывы графиков строительства судов на российских верфях и на невозможность обслуживания кредитов в случае увеличения доли инвестквот.

Российские рыбаки сегодня добывают до 100 тыс. тонн разных видов крабов в год, в основном камчатского (44%), опилио (23%) и синего (10%). Большая часть краба направляется на экспорт, в основном в Азиатско-­Тихоокеанский регион: в 2019 году было экспортировано 73,4 тыс. тонн (Южная Корея — 60%, Нидерланды — 21%, Китай — 16%). Россия намерена усилить свои позиции в этом сегменте рыболовства.

Добыча крабов — это «золотое дно» рыболовной отрасли. Их стоимость в 14–15 раз превышает цену мороженого минтая. Поэтому вопрос строительства нового эффективного и высокопроизводительного флота краболовов — не праздный. В рамках программы инвестквот «под киль» в России запланировано строительство 35 краболовов до 2025 года.

Учитывая, что краб в основном добывается на Дальнем Востоке и экспортируется в восточном направлении, логично сформировать условия строительства судов для его вылова в этом же регионе. Между тем строительство судов на Дальнем Востоке, как правило, сопряжено с большими издержками, связанными с удаленностью от основных промышленных центров страны и недостатком кадров.