1. Главная
  2. Журналы
  3. ПортНьюс
  4. Журнал №2 (2020)
  5. Флот готовится к автономности

журнал №2 (2020)

Технологии. Оборудование

Флот готовится к автономности

Проект по формированию правовых и технических условий по автономному судовождению в России стартовал при поддержке Минпромторга в 2019 году. В текущем году его планируется завершить, что откроет возможность широкого использования автономных судов под российским флагом.

Российские судоходные компании уже с 2021 года смогут начать эксплуатацию автономных судов под российским флагом. Об этом в ходе видеоконференции «Автономные суда — ​это прогресс или тупик?» и открытого заседания экспертной подгруппы Маринет по цифровой навигации, организованных медиа-группой «ПортНьюс», сообщил генеральный директор АНО «Отраслевой центр Маринет» Александр Пинский. В настоящее время в проекте участвуют такие компании, как «Совкофмлот», «Росморпорт» и «Пола Райз». При этом если «Совкомфлот» и «Пола Райз» заинтересованы в создании береговых центров дистанционного управления судами, то «Росморпорт» ведет работу над организацией управления караваном из дноуглубительных судов с одного из них.

По информации советника ООО «Пола-Инвест» и члена рабочей группы Маринет Виталия Клюева, массовое внедрение автономных судов в мире ожидается на горизонте ближайших пяти–десяти лет. По его словам, выгода для судовладельцев состоит в экономии издержек, связанных с содержанием экипажа и его нахождением на борту судна, которые могут достигать половины от всех эксплуатационных затрат.

В мае 2020 года должна была состояться сессия комитета по морской безопасности IMO, в ходе которой предполагалось окончательно утвердить понятийный аппарат и сформулировать принципы дальнейшей регуляторной работы. Также планировалось, что в течение 2020 года спецификой, связанной с автономными судами, будет охвачено 90% инструментов IMO. Однако из-за ситуации с коронавирусом сессия была отложена на неопределенное время. Между тем о проводимых испытаниях в IMO к настоящему времени сообщили Россия и Япония.

Александр Пинский отметил, что автономность можно обеспечить для уже действующих судов путем их модернизации и установки соответствующего оборудования. Причем делать это можно поэтапно, постепенно наращивая автономность.

В настоящее время проект автономного судоходства в России, осуществляемый под эгидой Маринет, находится на этапе поставки, монтажа и пусконаладки соответствующего оборудования на судах. Из-за ситуации с коронавирусом работы пришлось отложить. После завершения данного этапа планируется приступить к сбору данных в натурных условиях, тестированию систем, их доработке и — ​в завершение — ​к подведению итогов и представлению результатов опытной эксплуатации автономных судов.

В разработке необходимых систем и оборудования для автономного судоходства участвуют российские компании и организации, такие как «Группа Кронштадт», головной исполнитель проекта, АО НПП «АМЭ», ФГУП «Космическая связь» и др.

Говоря о влиянии автономизации судоходства на рынок труда, Виталий Клюев отметил, что работы для существующих судоводителей хватит, поскольку, по оценкам IMO, их дефицит в мире оценивается в 20% от необходимого количества, и в первое время автономные суда лишь будут его компенсировать. Тем не менее начинать разрабатывать учебные курсы, учитывающие специфику автономного судоходства, нужно уже сейчас. Так, по мнению эксперта, будут востребованы судоводители, способные управлять судами дистанционно с береговых центров управления. По мнению Александра Пинского, внедрение автономного судоходства позволяет сделать морскую профессию более комфортной и, главное, безопасной. При этом часть моряков будут заняты в аварийных командах, которые в случае необходимости будут высаживаться на суда, чтобы взять их под ручное управление или решить какие-либо возникшие проблемы.

Что касается вопросов законодательного регулирования, то, по мнению Виталия Клюева, каких-либо неразрешимых проблем здесь нет, хотя ни на уровне Международной морской организации (IMO), ни на национальном уровне оно еще окончательно не сформировано.

На уровне России разработан законопроект об автономном судоходстве, который сейчас находится в Минюсте. Ожидается, что в июне документ пройдет одобрение правительства и будет внесен в Госдуму. Законопроект содержит определение автономного и полуавтономного судна, определяет требования к его экипажу (если он есть) и береговому персоналу, функции и ответственность капитана, роль судовладельца, акватории, где такие суда могут эксплуатироваться, и портовые правила, применимые к ним. В частности, в законопроекте предусмотрено, что управлять автономным судном может специализированная организация.

Кроме того, Минпромторгом России подготовлен проект постановления правительства России, которым до 2025 года разрешается проведение эксперимента по автономным судам под российским флагом с добровольным участием в нем судовладельцев. Руководить процессом с точки зрения безопасности мореплавания будет Росморречфлот, а информация о проводимых испытаниях будет передаваться в IMO.

Как сообщил Виталий Клюев, проект постановления будет внесен в правительство России в июне. «Эксперименты сегодня в основном проводятся с судами портофлота, маломерными и прибрежными судами. Мы же говорим о регулировании автономных судов именно в коммерческом смысле этого слова, то есть грузовых», — ​подчеркнул Виталий Клюев.

Эксперт отметил, что IMO работает достаточно интенсивно, и скоро появятся регулирующие документы с ее стороны. В России возможно создание национального правового поля, которое не будет противоречить нормам IMO или каким-либо международным документам. Российское законодательство в этой области в том числе будет примером того, как можно на национальном уровне регулировать автономные суда, причем аспекты такого регулирования могут быть восприняты IMO и для формирования международных норм. «В этой парадигме, предполагающей создание правовой системы, технические наработки, экономическую выгоду для судовладельцев, и появятся автономные суда», — ​подытожил Виталий Клюев. §

Виталий Чернов