В 2019 году впервые в современной российской истории отечественные верфи спустили на воду сразу три новых круизных судна. Обновление пассажирского флота будет способствовать росту внутреннего туризма и укреплять связь с отдаленными регионами.
Ежегодно внутренний водный транспорт перевозит в среднем около 13 млн пассажиров — в 43 регионах России, а морской транспорт — в 10 регионах.
КРУИЗНЫЕ СУДА
В 2019 году впервые в современной российской истории отечественные верфи спустили на воду сразу три новых круизных судна. В мае прошлого года на АО «Судостроительный завод «Лотос» (Астраханская область) состоялся спуск на воду круизного дизель-электрохода «Петр Великий» смешанного река — море плавания проекта PV300VD, а в ноябре было спущено на воду круизное колесное судно «Золотое кольцо» проекта ПКС180. На ПAО «Завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в сентябре 2019 года состоялся спуск на воду круизного пассажирского судна «Мустай Карим» проекта PV300 пассажировместимостью 329 человек.
Строительство судна «Мустай Карим» на завод «Красное Сормово» осуществляется с весны 2017 года в рамках трехстороннего контракта по заказу кэптивной лизинговой компании АО «Машпромлизинг» для ООО «ВодоходЪ». В настоящее время проходит заключительный этап ходовых испытаний. Новый лайнер не будет уступать по уровню комфорта 4–5-звездочному отелю. Для пассажиров будут действовать несколько ресторанов, библиотека, конференц-зал, спа-салон, бары, большая открытая прогулочная зона-солярий на верхней палубе.
Это судно предназначено для речной перевозки пассажиров на дальних круизных линиях Москва — Астрахань, Москва — Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам и Москва — Ростов-на-Дону с проходом Волго-Донским судоходным каналом.
На АО «Судостроительный завод «Лотос» (ССЗ «Лотос») строится судно близкого проекта PV300VD пассажировместимостью 310 человек «Петр Великий». Лайнер, спущенный на воду в мае 2019 года, планируется сдать в эксплуатацию к навигации 2021 года. До этого должны быть осуществлены электромонтажные работы, остекление, внутренняя отделка и насыщение лайнера необходимым оборудованием, проведены испытания.
Судно предназначено для перевозки пассажиров на круизных линиях Москва — Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам, Москва — Астрахань, Москва — Ростов-на-Дону с проходом Волго-Донским судоходным каналом, по Азовскому, Черному, Средиземному, Каспийскому и Красному морям.
Отметим, что суда подобного класса не строились в России уже более 60 лет. По прогнозам генерального директора «Морского инженерного бюро» Геннадия Егорова, с учетом прогнозируемого сокращения числа находящихся в эксплуатации судов старых серий в ближайшее десятилетие России потребуется не менее 10 новых круизных пассажирских судов проектов PV300VD и PV300.
Помимо этого, на ССЗ «Лотос» с 2018 года ведется строительство двух круизных теплоходов «Золотое кольцо» проекта ПКС180. Ранее суда подобного типа на верфи не производились. Два речных теплохода строятся в рамках программы лизинга морских и речных гражданских судов ОСК. Заказчиком выступает АО «Машпромлизинг», судовладельцем и оператором судна будет ООО «Волгасервис» (входит в Группу компаний «Гама»).
Проект ПКС180 представляет собой трехпалубный теплоход, рассчитанный на 180 пассажиров. На новых теплоходах применяются технологические решения, позволяющие работать на предельном мелководье — до 1,2 м. Высота на основной плоскости до верхней части составляет 9,85 м, что позволяет судну проходить под мостами. Пассажирские суда нового проекта позволят расширить географию речных круизов не только в европейской части страны, но также в Сибири и на Дальнем Востоке.
Завершение строительства новых круизных судов позволит поднять качество услуг, предоставляемых российским и иностранным гражданам, на новый уровень, сделает более привлекательной нашу страну.
СКОРОСТНЫЕ СУДА
Другое развивающееся направление — строительство скоростных пассажирских судов. Так, в апреле АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» спустило на воду четвертое для Нижнего Новгорода судно на подводных крыльях (СПК) «Валдай 45Р», получившее название «Надежда». Кроме того, уже исполняется экспортный контракт на строительство шести единиц подобных судов. В частности, два «Валдая» будут поставлены на Тайвань. Суда, предназначенные для эксплуатации в Нижнем Новгороде, строятся в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы».
«Валдай 45Р» вмещает 45 пассажиров и двух членов экипажа, развивает скорость до 75 км/ч и может преодолевать расстояния до 550 км. Это первое пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения, которое строится на собственном производстве АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» с использованием современного оборудования и материалов. Последний раз предприятие самостоятельно строило суда подобных размеров по своему проекту около 20 лет назад.
Помимо этого, на производственной площадке АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» в инициативном порядке на собственные средства приступили к строительству серийного магистрального скоростного пассажирского судна «Метеор 120Р». В декабре 2019 года состоялась закладка головного речного пассажирского судна на подводных крыльях проекта 03580 «Метеор 120Р», предназначенного для скоростной перевозки 120 пассажиров. Судно может эксплуатироваться на полноводных реках всей территории России — от Центральной части до Дальнего Востока.
Отметим, что серийное производство предыдущего поколения «Метеоров» было прекращено в 2007 году, всего с 1961 по 1991 годы было спущено на воду порядка 400 судов. Обновленная версия скоростного судна на подводных крыльях «Метеор 120Р» станет продолжением серии СПК «Метеор».
В качестве перспективного проекта ЦКБ им. Алексеева рассматривается возможность строительства речного экраноплана на 40 пассажиров, расчетная область эксплуатации — линия Якутск — Олекминск.
Кроме того, в настоящее время в России строятся пассажирские суда «Комета 120 М». В частности, АО «ССЗ «Вымпел» (г. Рыбинск) в ноябре 2019 года передало второе судно, построенное в рамках программы лизинга морских и речных гражданских судов, АО «ОСК». Контракт на строительство серии из трех судов проекта 23160 «Комета 120М» был подписан между АО «Машпромлизинг» и АО «ССЗ «Вымпел» в 2017 году. Первое судно введено в эксплуатацию в июле 2018 года и успешно используется на маршруте г. Севастополь — г. Ялта — г. Севастополь.
Стоит отметить, что в настоящее время Минтранс и Минпромторг России ведут работу по определению наиболее востребованных типов пассажирских судов. «Как и во всем мире, пассажирские перевозки должны субсидироваться государством, — отметил заместитель директора департамента по работе с клиентами ПАО «ГТЛК» Игорь Ивашин. — По нашему убеждению, если определить несколько типов судов, которые могут оперировать в определенных бассейнах, и строить их массовыми сериями, тогда мы сможем обновить пассажирский флот. Именно таким путем мы шли, когда строились сухогрузы класса «река — море» проекта RSD59».
Очевидно, что пассажирские суда в России с ее огромными расстояниями будут востребованы, также нет сомнений и в экспортных перспективах наиболее удачных проектов.
Юрий Борисов, заместитель председателя правительства РФ:
— Рост круизного туризма существенно сдерживается изношенностью судов и причальных сооружений. Непреодолимой преградой здесь выступает иногда мелководье, когда проход судов круизного класса либо существенно затруднен, либо просто невозможен. Есть и другие факторы, сдерживающие развитие круизного судоходства. Среди них — старение пассажирского флота и отсутствие новых судов, отвечающих современным требованиям безопасности и комфорта. Средний возраст эксплуатируемых судов —
45 лет. В настоящее время реализуется ряд мер господдержки, которыми могут воспользоваться судоходные компании в целях развития круизного судоходства. Сегодня на верфях ОСК ведется строительство двух круизных судов «Петр Великий» и «Мустай Карим», а также двух речных теплоходов типа «Золотое кольцо». Но этого явно недостаточно. Нужна серийность, а ее пока нет.
Александр Пошивай, руководитель Росморречфлота:
— Строительство пассажирского речного флота, заказчиками которого прежде всего являются частные компании, даже при действующих мерах государственной поддержки остается затруднительным. Средняя продолжительность навигации — 130 суток. Остальные семь-восемь месяцев суда вынуждены простаивать. Все это накладывает отпечаток на экономику перевозок, в том числе круизного судоходства, и снижает их инвестиционную привлекательность. При этом многие субъекты РФ и отдельные судоходные компании усматривают значительный потенциал в перевозках пассажиров и заинтересованы в обновлении и пополнении флота (из интервью ТАСС).