К 2030 году при замещении «советских» серий проектов служебно-вспомогательного флота, помимо морских буксиров, будут особенно востребованы морские танкеры-бункеровщики и буксиры-толкачи смешанного река-море плавания мощностью 1200–1800 кВт, а также речные и река-море ледоколы.
Морское инженерное бюро (МИБ) выполнило специальное исследование состава существующего вспомогательного и буксирного флота. Всего было проанализировано состояние 4376 судов наиболее известных «советских» серий, построенных с начала 60-х годов прошлого столетия до начала нынешнего. В этом числе 126 бункеровщиков, 122 путейских и промерных судна, 450 речных портовых буксиров, 426 морских и река-море буксиров, 3185 речных буксиров-толкачей, 30 речных и река-море ледоколов.
В результате этого анализа было установлено, что в морских портах и на внутренних водных путях России сейчас работают 2644 судна «советских» серий морского и речного вспомогательного, буксирного и бункеровочного флота, то есть более 65,5% от общей численности судов «советских» серий.
Ожидается, что в рамках установленных в исследовании статистических закономерностей списания устаревшего служебно-вспомогательного флота к 2025 году в эксплуатации останется 1750 таких судов, а к 2030 году — всего 898 судов (33% от сегодняшней численности).
РЕЧНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ
Из 30 построенных речных и река-море ледоколов «советских» серий к настоящему времени в работе остаются 20 судов со средним возрастом 47,3 года. Списаны уже восемь судов (27%), все проекта 16 типа «Дон», в отстое находятся два судна со средним возрастом 52 года. Прогнозируется, что к 2025 году в работе останутся 12 речных и река-море ледоколов старых серий, к 2030 году — шесть судов.
МОРСКИЕ БУНКЕРОВЩИКИ
Доля работающих морских бункеровщиков, построенных еще в СССР, до сих довольно высока. До настоящего времени в эксплуатации находятся 69 судов со средним возрастом 36,3 года. В частности, 40 бункеровщиков проекта 610 (66% от построенных) дедвейтом 3326 тонн, 20 судов проекта 585 (39% от построенных) дедвейтом 1634 тонны и девять судов проекта 1652 (60% от построенных) дедвейтом 264 тонны.
Всего было построено 126 морских бункеровщиков. Списаны 33 судна (26%) со средним возрастом сдачи на металлолом 28,4 года. В отстое 24 судна (19%) со средним возрастом 39 лет, и эти суда не прошли дооборудование вторым дном и вторыми бортами.
На основе закономерностей списания установлено, что к 2025 году в работе могут остаться 45 бункеровщиков старых серий, к 2030 году — 17 судов.
ПОРТОВЫЕ БУКСИРЫ
Из построенных в годы Советского Союза 450 речных портовых буксиров сейчас работают 252 судна (56% от построенных) со средним возрастом 43,2 года. Списаны 137 судов (30%) со средним возрастом сдачи на металлолом 31 год. В отстое 61 судно (19%) со средним возрастом 43,6 года. На основе полученных закономерностей списания к 2025 году ожидается, что останутся в работе 184 речных портовых буксира старых серий, к 2030 году — 105 судов.
БУКСИРЫ МОРСКИЕ ПОРТОВЫЕ И РЕКА-МОРЕ
Сейчас работают 290 судов (68% от построенных) со средним возрастом 35,1 года. Всего их было построено 426 единиц. Списаны 87 судов (20%) со средним возрастом сдачи на металлолом 29,3 года. В отстое 49 судов (12%) со средним возрастом 38,9 года. На основе полученных закономерностей списания к 2025 году ожидается, что останутся в работе 143 морских буксира старых серий, к 2030 году — 63 судна.
БУКСИРЫ-ТОЛКАЧИ
Буксиры-толкачи речные мощностью до 400 кВт. Сейчас работают 858 судов (58% от построенных) со средним возрастом 34,1 года. Всего же их было построено 1487 единиц. Списаны 385 судов (26%). При этом утилизированы 374 судна со средним возрастом сдачи на металлолом 21 год. Потеряны в авариях (данные явно неполные) 11 судов со средним возрастом 35,1 год. В отстое 244 судна (16%) со средним возрастом 35,5 лет. На основе полученных закономерностей списания к 2025 году ожидается, что останутся в работе 574 буксиров-толкачей речных мощностью до 400 кВт старых серий, к 2030 году — 297 судов.
Буксиры-толкачи речные мощностью 440–800 кВт. Сейчас работают 835 судов (61% от построенных) со средним возрастом 43,2 года. Всего же их было построено 1376 единиц. Списаны 362 судна (26%). При этом утилизированы 348 судов со средним возрастом сдачи на металлолом 30,3 года. Потеряны в авариях (данные явно неполные) 14 судов со средним возрастом 35,2 года. В отстое 179 судов (13%) со средним возрастом 43,2 года. На основе полученных закономерностей списания к 2025 году ожидается, что останутся в работе 568 буксиров-толкачей речных мощностью 440–800 кВт старых серий, к 2030 году — 297 судов.
Буксиры-толкачи речные мощностью 900–1800 кВт. Сейчас работают 202 судна (63% от построенных) со средним возрастом 41,2 года. Всего же их было построено 322 единицы. Списаны — 77 судов (24%). При этом утилизированы
74 судна со средним возрастом сдачи на металлолом 30,3 года. Потеряны в авариях (данные явно неполные) три судна со средним возрастом 26 лет. В отстое 43 судна (13%) со средним возрастом 41,6 года. На основе полученных закономерностей списания к 2025 году ожидается, что останутся в работе 135 буксиров-толкачей речных мощностью 900–1800 кВт старых серий, к 2030 году — 58 судов. Учитывая, что именно эти суда в основном и применяются для работы с новыми баржами при выходе в морские районы, их строительство будет иметь смысл уже с 2023–2024 годов.
ПРОГНОЗ
Проанализировав весь массив информации, специалисты МИБ пришли к выводу, что наибольшую перспективу, с точки зрения нового судостроения, среди служебно-вспомогательного флота имеют, помимо уже раскрученного направления морских буксиров, морские танкеры-бункеровщики и буксиры-толкачи смешанного река-море плавания мощностью 1200–1800 кВт, а также речные и река-море ледоколы.
Геннадий Егоров, доктор технических наук, генеральный директор Морского инженерного бюро
ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
ФГУП «Гидрографическое предприятие», осуществляющее навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания в акватории Северного морского пути, а также в акваториях морских портов и подходах к ним, в 2019 году приступило к обновлению своего флота. Об этом «ПортНьюс» сообщил генеральный директор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Юрий Михов.
По его словам, в настоящее время предприятие оперирует флотом из восьми гидрографических судов. Однако начиная с 2020 года, три судна будут списаны, а еще на трех гидрографических судах («Григорий Михеев», «Петр Котцов» и «Алексей Марышев») планируется провести реновацию.
Поэтому предусмотрено строительство пяти новых судов. В их числе два больших гидрографических катера проекта Е35.Г («Юрий Бабаев» и «Юрий Осокин»), заложенные 18 октября 2019 года на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе.
А также два лоцмейстерских судна проекта ВLV03 («Всеволод Пересыпкин» и «Александр Парфенов»), церемония закладки которых состоялась 25 октября на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане. Завершение строительства этих четырех судов запланировано на 2021 год.
«Кроме того, с 2022 года планируется строительство гидрографического лоцмейстерского судна арктического плавания класса Arc 7», — отметил Юрий Михов. Он уточнил, что с 2019 года проводятся актуализация проекта судна и определение стоимости работ. Приступить к строительству судна планируется в 2021 году.