Обновление дноуглубительного флота России — процесс длительный и дорогостоящий. В то же время задачу по обеспечению безопасного прохода судов к морским и речным портам, а также по внутренним водным путям страны никто не отменял. Эту работу необходимо вести постоянно и наращивать. Поэтому, наряду со строительством новой дноуглубительной техники, необходимо модернизировать действующий флот.
Современный дноуглубительный и технический флот необходим российской экономике как для реализации новых проектов в сфере морского и речного транспорта, так и для поддержания уже имеющейся инфраструктуры. За дноуглубление в России отвечают ФГУП «Росморпорт» (морские порты и подходные каналы), Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) и его бассейновые управления (внутренние водные пути, ВВП) и ФГУП «Гидрографическое предприятие» (морские порты и подходы к ним вдоль трассы Северного морского пути). Собственная дноуглубительная техника есть только у Росморпорта и у подведомственных Росморречфлоту управлений. Они, несмотря на разные сферы ответственности и фронт работ, последние годы решают одну и ту же задачу — пополнение и обновление парка земснарядов и караванов судов (грунтоотвозные баржи, шаланды, брандвахты, плавкраны и т. д.), средний возраст которых оценивается в 30 и более лет.
Вопрос обновления дноуглубительного флота в России стоит очень остро, поэтому его обсуждению в ходе III конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» было уделено пристальное внимание специалистов. В соответствии с данными, которые привел в ходе конгресса генеральный директор «Морского инженерного бюро» Геннадий Егоров, большая часть дноуглубительного флота в стране старше 31 года, при этом до сих пор работает техника, которой более 40 лет. В наличии 244 земснаряда средним возрастом 32,4 года, 120 землесосов средним возрастом 34,3 года, 223 шаланды средним возрастом 35,9 лет, 151 брандвахта средним возрастом 40 лет.
МОРСКАЯ ТЕХНИКА
Несмотря на серьезный возраст технического флота, объем дноуглубительных работ постоянно увеличивается, как в рамках ремонтного черпания, так и при строительстве новых портовых мощностей. Как отметил в ходе конгресса генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев, за 2019 год грузооборот российских портов вырос на 3% — до 840 млн тонн. Одновременно отмечается снижение судооборота, что свидетельствует об увеличении размеров судов и, как следствие, о возрастающих требованиях к дноуглублению. В частности, ФГУП «Росморпорт» в 2019 году выполнил дноуглубления в объеме 10,3 млн куб. м, в том числе 8,6 млн куб. м — ремчерпания.
По словам Андрея Лаврищева, общий объем дноуглубления предприятия в 2020 году по плану составит 18,4 млн куб. м, в том числе 8,6 млн куб. м придется на ремчерпание и 9,83 млн куб. м — на новые проекты. Собственными силами планируется выполнить работы в объеме 7 млн куб. м, этот показатель примерно соответствует уровню прошлого года. «Неуклонно растет доля дноуглубительных работ, выполненных собственным флотом предприятия. Мы вплотную подбираемся к 80%», — отметил руководитель Росморпорта. Напомним, что в 2015 году силами собственного флота выполнялось чуть больше 50% от общего объема дноуглубительных работ в морских акваториях России.
Таким образом, предприятие уверенно движется к воплощению ранее поставленной цели — выполнять собственными силами основной объем ремонтного дноуглубления, наращивать объем работ, выполняемых при создании новых объектов, и использовать этот флот в коммерческих целях. Это стало возможно во многом благодаря пополнению парка техники.
Как уточнил уполномоченный по приемке судов отдела строительного контроля и технического наблюдения за строительством судов ФГУП «Росморпорт» Иван Олехнович, с 2012 года было построено и приобретено на вторичном рынке 33 судна. При этом только за последние пять лет дноуглубительный флот предприятия увеличился на 24 судна (земснаряды, грузоотвозные шаланды и т. д.). Сейчас собственный дноуглубительный флот Росморпорта составляет 36 судов.
Выполняя задачу по формированию эффективного и современного парка техники, в 2014 году Росморпорт подписал договор о строительстве на заводе «Красное Сормово» трех судов по проекту международной группы компаний Damen Shipyards, которая успешно локализована в России и имеет головной офис в Санкт-Петербурге. Эти суда («Соммерс», «Кроншлот», «Кадош»), оснащенные грейферными устройствами, с объемом трюма 1000 кубов были построены и сданы на год раньше срока. Росморпорт придерживался тактики повышения степени локализации при строительстве судов по иностранным проектам. Как следствие, высокопроизводительный несамоходный фрезерный землесос «Петр Саблин» построен в 2016 году на производственных мощностях ООО «Онежский судоремонтно-судостроительный завод» по заказу ФГУП «Росморпорт». А в 2019 году Онежский завод сдал заказчику построенный по проекту Damen самоотвозный трюмный землесос серии TSHD2000 «Юрий Маслюков». Это судно российская верфь строила в рамках программы технического сотрудничества. По требованию заказчика специалисты Damen адаптировали проект TSHD2000 для работы судов в условиях северных регионов России. Эти заказы позволили расширить компетенции отечественных судостроителей.
«В проектах, которые мы реализуем не только для Росморпорта, но и для других российских компаний, мы работаем над тем, чтобы соответствовать требованиям по локализации судового комплектующего оборудования, предъявляемым постановлением правительства России № 719. В России достаточно надежных поставщиков для локализации», — прокомментировал директор по продажам Damen в России Вадим Акимов.
ГЛУБОКИЕ РЕКИ
Огромным фронтом дноуглубления по протяженности и по разноплановым задачам являются внутренние водные пути России, где работает грандиозное количество дноуглубительной техники. «Да, она устарела, требует ремонта и модернизации, но она присутствует», — охарактеризовал ситуацию Геннадий Егоров. По его оценкам, в этом есть плюсы и минусы.
Плюс в том, что российские верфи строили и продолжают строить дноуглубительный флот, в частности землесосы. Например, в XXI веке Рыбинский завод гидромеханизации произвел 10 землесосов, Цимлянский завод гидромеханизации около 20 и т. д. Однако технически это устаревшие суда. «Заводы имеют опыт нового строительства, просто им нужно помочь освоить современные решения», — считает Геннадий Егоров.
Минус в том, что настало время обновлять и модернизировать многочисленный технический флот, причем с учетом современных представлений о рабочих элементах.
«Необходимо не только пополнять, но и обновлять парк земснарядов и караванов, — отметил руководитель Росморречфлота Александр Пошивай. — Найден, как я считаю, удачный выход из ситуации. В Астраханской области на заводе «Лотос» реализуется совместный проект с ПАО ГТЛК в области обновления дноуглубительной техники».
Росморречфлот и компания Royal IHS в 2018 году разработали концептуальный проект инновационного самоходного роторно-ковшевого земснаряда для проведения дноуглубительных работ на ВВП с учетом требований Российского речного регистра. Планируется построить серию из 20 самоходных роторно-ковшевых земснарядов. Строительство первых четырех судов серии планируется завершить до 2022 года, остальных 16 — до 2030 года.
При строительстве этой серии земснарядов планируется создание инжинирингового и обслуживающего центра на базе завода «Лотос». Наличие ремонтной базы является основой эксплуатации такого флота.
Финансирование строительства будет вестись по льготной лизинговой программе ГТЛК со ставкой в 2,5% годовых сроком на 15 лет. Лизингополучателями являются соответствующие бассейновые управления Росморречфлота. Стоимость одного земснаряда около 1 млрд руб., конкурс на строительство первых двух судов был объявлен ГТЛК в феврале 2020 года.
По мнению Геннадия Егорова, обновление дноуглубительного флота не должно ограничиваться лишь земснарядами. Как правило, эти суда работают в составе земкаравана, вместе с шаландами и баржами-площадками, дебаркадерами, буксирами-толкачами, разъездными судами. То есть необходимо подходить к решению задачи системно. Только в этом случае программа обновления флота будет действительно эффективна.
Кроме того, отметил Геннадий Егоров, очевидно, что средств для быстрого обновления дноуглубительного флота будет недостаточно. Поэтому он предлагает выработать рациональный вариант решения этой проблемы путем реновации и модернизации действующих судов, строительства несамоходных землесосов, а также формирования оптимальной и эффективной компоновки караванов дноуглубительной техники. «Между тем проведение ремонтов, поддержание судов технического флота в эксплуатационном состоянии тоже стало проблемой, которая с каждым годом только усиливается», — отметил генеральный директор «Морского инженерного бюро».
ИННОВАЦИИ ДЛЯ ЗЕМСНАРЯДОВ
Компания «Нониус Инжиниринг» разрабатывает и внедряет два инновационных проекта для усовершенствования земснарядов — неизотопного плотномера и системы подводного видения.
Как рассказал генеральный директор компании Александр Троицкий, неизотопный плотномер в течение 2019 года прошел испытания на стенде Vinci во Франции, а также опытную установку на земснаряде Andre L (Франция) и совместные испытания в корпорации China Construction and Communication Corporation (СССС). Таким образом, оборудование готово к коммерческим поставкам. Система подводного видения земснарядов от «Нониус Инжиниринг» должна поступить в продажу в 2021 году.
Безэкипажная «Рабочая»
На грунтоотвозной шаланде «Рабочая» в 2020 году будет осуществлена опытная эксплуатация оборудования для автоматического судовождения и дистанционного управления, сообщил уполномоченный по приемке судов отдела строительного контроля и технического наблюдения за строительством судов ФГУП «Росморпорт» Иван Олехнович.
Опытная эксплуатация будет проведена в рамках заключенного в сентябре 2019 года государственного контракта на проведение ОКР. Как ранее пояснял директор по продвижению проектов АО «Кронштадт технологии» Виктор Ефимов, реализация пилотного проекта «БЭС-КФ» (предполагает создание единой технологической платформы безэкипажного управления морскими судами коммерческого флота) позволит решать задачи по отработке алгоритмов управления морскими судами, обучению специалистов морского флота работе с судами различной степени автономности, а также моделированию совместного использования традиционного и безэкипажного флотов.
В июле 2019 года флот ФГУП «Росморпорт» пополнила построенная на АО «ОССЗ» новая самоходная грунтоотвозная шаланда «Рабочая» класса КМ Iсе 1 R3-RSN AUT3 Hopper с объемом трюма 900 кубометров. Она предназначена для транспортировки грунта от земснарядов к местам выгрузки при производстве дноуглубительных работ в составе земкараванов с черпаковым или рефулерным земснарядом.
Татьяна Вильде