России не хватает нового ледокольного флота — линейного и портового. Поэтому на отечественных верфях растет число заказов на строительство таких судов.
Заказчиками строительства ледокольного флота выступают ФГУП «Росморпорт» и ФГУП «Атомфлот». Планы по строительству ледоколов имеются и у компании «Новатэк».
Крупнейший строящийся дизель-электрический ледокол, предназначенный для ФГУП «Росморпорт», — «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт, в настоящее время имеет почти 100% техническую готовность. Тем не менее передача судна заказчику затянулась, поскольку потребовалось официальное оформление переноса сроков сдачи с 2018 года на 2020 год и увеличение цены контракта на 3,5 млрд руб. Официально новые сроки передачи ледокола заказчику пока не назывались, однако, судя по всему, это произойдет не раньше осени 2020 года.
Всего в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года ФГУП «Росморпорт» запланировано строительство судов, в том числе ледоколов проекта 21900M2 мощностью 18 МВт, общей стоимостью 52,8 млрд руб. Исполнителем строительства одного из них избран завод «Пелла», контракт стоимостью 7,54 млрд руб. на строительство был заключен в сентябре 2019 года. В апреле 2020 года объявлялся очередной конкурс на строительство аналогичного судна, однако он не состоялся из-за отсутствия заявок.
Новые ледоколы проекта 21900М2 планируется построить на основе проекта 21900М и эскизного проекта ледокола, разработанного АО КБ «Вымпел», за счет собственных средств ФГУП «Росморпорт», с учетом современных международных конвенционных требований, в том числе по снижению вредных выбросов судовых двигателей. Ледовый класс нового судна будет повышен до уровня Icebreaker7.
Также планируется строительство двух двутопливных ледоколов мощностью 12–14 МВт (проектируются во ФГУП «Крыловский государственный научный центр», начало строительства — третий квартал 2020 года), судна проекта 22740М (мелкосидящий ледокол мощностью 6 МВт для Азовского бассейнового филиала, исполнитель — ССК «Звезда» с опционом на строительство до трех дополнительных судов проекта), мелкосидящего ледокола мощностью 6–8 МВт (проектирует АО «Нордик Инжиниринг», начало строительства назначено на 2021 год).
В свою очередь, для «Атомфлота» в настоящее время строятся три атомных ледокола ЛК‑60: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Ледокол «Арктика» должен быть сдан в эксплуатацию в 2020 году, «Сибирь» и «Урал» — в 2021–2022 годах, соответственно.
Не без проблем строятся как головной, так и серийные ледоколы данного проекта. Так, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов в декабре 2019 года говорил о задержках в поставках турбин со стороны подрядчика — завода «Киров-Энергомаш».
Что касается «Арктики», то в ходе швартовных испытаний на судне вышел из строя гребной электродвигатель на правом валу. В связи с этим сроки сдачи ледокола, которые заявлялись на весну 2020 года, были сдвинуты.
В августе 2019 года был также заключен договор на строительство третьего и четвертого серийных (четвертого и пятого по счету) ЛК-60. В конце мая 2020 года на «Балтийском заводе» заложен третий серийный ледокол «Якутия».
В перспективе предполагается строительство трех ледоколов-лидеров пропульсивной мощностью 120 МВт. Принято решение о том, что данные суда будут однотипными (ранее предлагались различные модификации).
Контракт на строительство головного ледокола-лидера ФГУП «Атомфлот» и судостроительный комплекс «Звезда» подписали 23 апреля 2020 года. По контракту ввод судна в эксплуатацию запланирован в 2027 году. «Лидер» будет оснащен двумя атомными реакторами типа РИТМ‑400, которые разработаны специалистами «Росатома». Суммарная мощность ледокола позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 м, что необходимо для обеспечения круглогодичной навигации в Арктике и обеспечения коммерческой скорости проводки на трассе Севморпути.
Помимо строительства линейных ледоколов, «Атомфлот» реализует программу развития портового ледокольного флота. В рамках проекта «Портофлот» для ФГУП «Атомфлот» построены буксиры ледового класса «Пур», «Тамбей», ледокольные буксиры «Юрибей», «Надым», портовый ледокол «Обь».
В настоящее время предприятие совместно с заводом «Краншип» прорабатывает проект строительства ледокольного буксира мощностью 7 МВт ледового класса Icebreaker6. Судно будет иметь длину 38,5 м и ледопроходимость 1,25 м. Строительство буксира предполагается осуществить в рамках проекта «Портофлот 2», который также предусматривает строительство ледокола, аналогичного ледоколу «Обь», двух ледокольных буксиров типа «Пур» и «Тамбей», двух буксиров-ледоколов класса Icebreaker6.
По мнению главы «Атомфлота» Мустафы Кашки, необходимо пересмотреть классификацию ледокольных судов и требования к их корпусу, поскольку подобные буксиры по своим характеристикам сравнимы с ледоколами.
Кроме того, планы по строительству ледоколов имеются у компании «Новатэк»: прорабатывается возможность строительства четырех ледоколов на сжиженном природном газе.
Если строительство ледоколов будет идти по плану, то, по оценкам «Росатома», обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути можно будет уже к 2025 году.
Впрочем, коронавирусный кризис может привести к переносам этих сроков из-за вероятного сокращения инвестпрограмм и перебоев с поставками комплектующих из-за режима самоизоляции. §
Вячеслав Рукша, заместитель генерального директора — директор дирекции Северного морского пути госкорпорации
«Росатом»:
— Для обеспечения круглогодичной навигации по Севморпути в восточном направлении необходимо не менее 12 мощных ледоколов, часть из которых закрывала бы стандартно Карское море и часть обеспечивала бы восточный маршрут. Это говорит только о темпах
развития арктического ледокольного флота.
Виталий Чернов