1. Главная
  2. Журналы
  3. ПортНьюс
  4. Журнал №2 (2020)
  5. Эволюция технаблюдения в промышленности

журнал №2 (2020)

Судостроение

Эволюция технаблюдения в промышленности

Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) усовершенствовал процедуру одобрения материалов, изделий и оборудования морского назначения и выдачи соответствующих сертификатов предприятиям. Изменения вступили в силу 1 декабря 2019 года. Они позволят упростить порядок взаимодействия с РС, а также сократить затраты судовладельца, связанные с классификацией судна на этапе строительства.

«В связи с появлением новых технологий и роботизации процессов производства влияние человеческого фактора постепенно сводится к минимуму, что требует принципиально нового подхода к одобрению готовой продукции», — ​пояснил начальник управления организации технического наблюдения в промышленности РС Алексей Филиппов.

Переход предприятий на новый порядок одобрения будет происходить естественным образом. То есть РС не будет требовать от заводов проходить заново процедуру одобрения и получать новые документы. Их можно заменить по мере истечения сроков действия ранее выданных, по вновь принятым правилам. «Срок действия Свидетельства о типовом одобрении РС — ​пять лет. Поэтому в течение пяти лет так называемый переходный период будет завершен», — ​уточнили в Регистре.

Впрочем, если предприятие захочет ускорить переход к новой системе, оно сможет обратиться в РС, пройти процедуру одобрения системы контроля качества (если это предусмотрено требованиями) и переоформить действующие свидетельства.

ГРУППЫ НАБЛЮДЕНИЯ

В новой системе одобрения все виды морского оборудования, материалов, изделий, подлежащих освидетельствованию, разделены на пять групп по степени их критичности в отношении безопасности (табл. 1). В зависимости от группы и объемов производства предприятия предусмотрены различные варианты взаимодействия с РС.

Главное нововведение — ​передача полномочий по контролю качества продукции в некоторых группах наблюдения самим производителям. При этом допускается поставка продукции на верфь с декларацией или со свидетельством, оформляемым изготовителем. Для этого предприятие должно получить типовое одобрение на головной образец продукции и пройти общий аудит РС, а в отдельных случаях — ​дополнительную проверку производственных процессов.

Освидетельствование Регистром серийной продукции на заводах-изготовителях не исключает возможности ее освидетельствования непосредственно на верфи и на судне. Однако очевидно, что проверка вне предприятия-изготовителя — ​заведомо более дорогостоящий процесс, так как для проведения испытаний на верфи могут потребоваться специализированные стенды. Кроме того, если изделие будет признано не соответствующим требованиям РС, исправить ошибку на верфи значительно дороже, чем на предприятии-изготовителе.

В Регистре считают, что благодаря нововведениям случаев, когда требуется одобрение пригодности материалов и изделий непосредственно на верфи, станет значительно меньше. Прежде всего из-за того, что компоненты изделий из Группы 1, изготавливаемые в соответствии с отраслевыми стандартами, теперь не нуждаются в одобрении, для изделий из Группы 2 требуется только типовое одобрение без одобрения серийной продукции. Поставщики продукции, включенной в Группу 3 (в которой предусмотрено одобрение серийной продукции), будут переходить к аудиту системы контроля качества 2-го уровня (СКК 2) и, как следствие, поставлять серийные изделия без свидетельств РС. Одобрение сложных и ответственных изделий (Группы 4 и 5), как правило, всегда осуществляется на предприятии-изготовителе, поэтому здесь мало что изменится.

По оценкам специалистов Регистра, количество объектов, для которых необходимо прямое техническое наблюдение инспектора РС на предприятии-изготовителе, фактически сокращено на 72% (с 682 до 192 позиций номенклатуры), общий объем освидетельствований— на 32% (с 889 позиций до 602).

ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ

С точки зрения требований к материалам и изделиям изменений не произошло, поэтому модернизации конструкции или проведения дополнительных испытаний не понадобится. Но требования к системе контроля качества стали более детализированными. Предусматривается два вида системы контроля качества: СКК 1 и СКК 2.

В случае СКК 1 проводится общий аудит предприятия, проверяется наличие требуемого технического оснащения, персонала, ответственного за контроль качества. При СКК 2 более детально рассматриваются производственные процессы, включая входной и пооперационный контроль, а также контроль качества. Эти операции анализируются на предмет учета требований правил РС к изготовлению и испытанию серийной продукции. Помимо этого, дополнительным требованием к предприятию, получающему СКК 2, является наличие сертифицированной системы менеджмента качества, соответствующей стандарту ИСО 9001.

ПЕРВАЯ ДЕСЯТКА

По данным РС, с декабря 2019 года выданы семь свидетельств СКК 1 и три свидетельства СКК 2. В работе находятся более 100 заявок от предприятий на получение типового одобрения. Стоимость услуги зависит от региона, в котором расположено предприятие, количества типов изделий, числа персонала, вовлеченного в производственные процессы. Срок действия свидетельства СКК— пять лет при условии проведения ежегодного аудита предприятия. В период действия СКК свидетельство может дополняться изделиями, которые прошли процедуру типового одобрения.

Производство компании «Транзас» одним их первых на рынке было освидетельствовано в соответствии с новой процедурой. «Теперь вся производимая компанией номенклатура может поставляться без индивидуальных сертификатов, что, во‑первых, удешевляет стоимость оборудования, а во‑вторых, сокращает сроки поставки», — ​делится опытом директор по закупкам и логистике компании «Транзас» Сергей Комаров.

В целом изменения процедуры технического наблюдения в компании воспринимают позитивно. «Старая концепция предполагала выдачу так называемых индивидуальных сертификатов, что подразумевает освидетельствование каждого единичного изделия. Для поставляемой нами номенклатуры такой подход был труднореализуем на практике, поскольку судовая электроника производится крупными сериями и индивидуальная проверка каждого образца попросту физически невозможна. Как правило, это приводило к удорожанию, задержке сроков поставки оборудования или даже сроков сдачи судна», — ​пояснил представитель компании «Транзас».

По словам Сергея Комарова, новый порядок позволяет уйти от устаревшей и трудноприменимой схемы индивидуального освидетельствования и, в соответствии с общемировой практикой, ограничиться лишь сертификатом типового одобрения. «Это, конечно, налагает некоторые дополнительные требования на освидетельствование системы контроля качества предприятия-изготовителя. Тем не менее мы видим в этом прогрессивный шаг, который существенно упростит жизнь всех сторон, задействованных в процессе поставки судового оборудования», — ​признает он. §

Татьяна Вильде