Меры господдержки стабилизировали спрос на новый гражданский флот, построенный на российских судостроительных заводах. За 2019 год на отечественных верфях было построено 118 морских и речных судов, что на 4% больше, чем годом ранее.
Российская судостроительная промышленность — одна из крупнейших машиностроительных отраслей, обладающая высоким научно-техническим и производственным потенциалом, влияющим на развитие технологий в смежных отраслях. Судостроительная отрасль Российской Федерации — это около 600 предприятий: более 90 проектных и научно-исследовательских организаций, 180 верфей и судоремонтных заводов и 310 предприятий, выпускающих комплектующие изделия. Большинство судостроительных предприятий сосредоточено в периметре Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В рамках курса на локализацию и импортозамещение в период с 2010 по 2019 годы на российских верфях построено 914 судов и объектов морской техники.
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ БУМ
По информации, полученной от ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) и ФАУ «Российский речной регистр» (РРР), в 2019 году было построено 135 морских и речных судов, причем на российских верфях — 118 (под наблюдением РС — 56 ед., под наблюдением РРР — 79 ед.), а на иностранных всего 17 судов.
Вместе с тем в 2018 году в общей сложности было построено 150 морских и речных судов (под наблюдением РС — 62 ед., под наблюдением РРР — 88 ед.), в том числе 114 на российских и 36 на иностранных верфях.
То есть количество судостроительных заказов, размещенных на отечественных верфях, в 2019 году увеличилось, по отношению к 2018 году, на 4% (до 118 ед.), что указывает на положительный эффект от реализуемой в России политики импортозамещения.
Так, в 2019 году под наблюдением РС на отечественных верфях было построено 41 судно, что на 12,2% больше, чем годом ранее (36 судов). На иностранных верфях было построено в 2019 году 15 судов, что на 42,3% меньше, чем в 2018 году (26 судов). Под наблюдением РРР на отечественных верфях было построено 77 судов, против 78 годом ранее. Незначительное снижение темпов постройки судов под наблюдением РРР на российских верфях обусловлено переориентированием заказов в пользу строительства морских и смешанного (река-море) плавания судов. На иностранных верфях под наблюдением РРР в 2019 году было построено всего два судна, что на 80% меньше, чем в 2018 году (10 судов).
Отечественные верфи стали выполнять все больше крупных проектов гражданского судостроения. В частности, в 2019 году АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» передало два судна на подводных крыльях «Валдай 45Р» компании «Водолет» (оператор судов). АО «Судостроительный завод «Вымпел» сдало второе морское пассажирское судно на подводных крыльях проекта 23160 «Комета 120М», построенное по заказу АО «Машпромлизинг» для по следующей передачи в лизинг ООО «Морские скоростные пассажирские перевозки». АО «Балтийский завод» завершило строительство ПЭБ «Академик Ломоносов». На АО «Прибалтийский ССЗ «Янтарь» завершено строительство двух траулеров-сейнеров проекта SK‑3101R. Завершено строительство портового ледокола проекта Aker ARC124 (30044) на ПАО «Выборгский ССЗ», на ПАО «Амурский ССЗ» — судна снабжения проекта 22420. Два буксира-спасателя проекта MPSV12 сдало ООО
«Невский ССРЗ». Еще восемь сухогрузных судов проекта RSD59 передали заказчикам ПАО «Завод «Красное Сормово» (7 ед.) и ООО «Невский ССРЗ» (1 ед.).
При этом загрузка отечественных верфей гражданскими заказами увеличивается. Портфель текущих и запланированных к постройке судов сформирован в следующих сегментах: ледокольный флот, рыболовные суда, скоростные и круизные пассажирские суда, суда для плавания по внутренним водным путям, морская техника для освоения шельфа, а также научно-исследовательские суда различного назначения.
Обозначим крупные и значимые проекты судов и плавсредств гражданского назначения, реализуемые на российских верфях в 2019 году. В частности, на АО «Северная верфь» в 2019 году заложены три рыбопромысловых траулера-процессора неограниченного морского плавания проекта 170701. Всего серия траулеров проекта 170701 будет насчитывать десять судов. ПАО «ССК» заложило киль дноуглубительного несамоходного землесоса проекта 4395. Постройка ведется по заказу ФКУ «Речводпуть» для ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей».
На ООО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» состоялся спуск на воду земснаряда «Юрий Маслюков» проекта TSHD‑2000. Дноуглубительных судов подобных размерений в истории российского и советского судостроения не производили. В прошлом году ПСЗ «Янтарь» приступил к строительству большого морозильного траулера (БМРТ) проекта 5670WSD «Виктор Гаврилов», АО «Судостроительный завод «Вымпел» — еще двух судов на подводных крыльях «Комета 120М», АО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» — двух лоцмейстерских судов ледового класса Ice3 проекта BLV03, которые планируется задействовать в работах в акватории Северного морского пути. На АО «Восточная верфь» состоялась церемония закладки первого краболова проекта 03141. На АО «Окская судоверфь» заложено головное грузопассажирское судно проекта PV24 (NE‑020.2) для обеспечения сообщения Командорских островов и Курил с Петропавловском-Камчатским.
На производственной площадке АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» состоялась закладка головного речного пассажирского судна на подводных крыльях проекта 03580 «Метеор 120Р».
АО «Адмиралтейские верфи» приступило к проекту строительства ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП)«Северный полюс», не имеющей аналогов в мире. Судно предназначено для круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах. Установленное оборудование позволяет проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения. Судно оборудовано вертолетной площадкой и может самостоятельно передвигаться во льдах. На ООО «ССК «Звезда» были заложены танкеры типоразмера Aframax.
Помимо этого, судостроители на своих мощностях продолжали работы по выполнению контрактов строительства рыбопромысловых судов, сдача которых запланирована на 2020 год. В их числе ПАО «Выборгский ССЗ» (три средних рыболовных траулера морозильных проекта КМТ 01 — «Баренцево море», «Норвежское море» и «Белое море»), ОАО «Пелла» (средний рыболовный траулер морозильный «Андро-
меда» проекта 03095, судно для добычи краба проекта 03070, два средних рыболовных траулера морозильных проекта 03090), АО «Прибалтийский ССЗ «Янтарь» (среднетоннажный траулер-сейнер «Ударник» проекта SK‑3101R), ПАО «Северная верфь» (два морозильных рыболовных судна ярусного лова «Гандвик‑1» и «Марлин» проекта MT 1112XL Longliner, траулер-процессор «Владимир Соколов» проекта 170701).
СТИМУЛЫ К ОБНОВЛЕНИЮ
Реализация этих проектов, способствующих эффективной реализации политики импортозамещения и локализации, была бы невозможна без мер господдержки, реализуемых Минпромторгом России.
В рамках мер поддержки отрасли государство выделяет субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку гражданских судов и лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009–2021 годах (постановление правительства РФ № 383 от 22 мая 2008 года). На эти цели в 2020, 2021 и 2022 годах предусмотрены ежегодные бюджетные ассигнования по 3,8 млрд руб. В настоящее время субсидируется 120 судов, в том числе танкеры проекта RST25 и RST27, танкеры проекта 19614, серия сухогрузных судов проекта RSD44, самоходные наливные суда смешанного река-море плавания проекта RST27, баржи проекта 82, буксиры проекта Т 3150А. (27 судов закончили получать меру поддержки ввиду полного получения субсидий.) С 2017 года действует мера господдержки — судовой утилизационный грант. Это единовременная выплата российской судоходной компании при утилизации старого флота и заказе на отечественной верфи нового судна (постановление правительства РФ № 502 от 27 апреля 2017 года).
На данные меры предусматривается ежегодное бюджетное ассигнование в 2020, 2021 и 2022 годах по 0,5 млрд руб. С начала действия данной меры предоставлены субсидии на строительство 10 новых судов. Другой мерой является реализуемая лизинговыми компаниями «Программа лизинга морских и речных гражданских судов». В рамках действия этой программы предоставлено 27 млрд руб. на строительство 82 судов (из них 11,56 млрд руб. предоставлены ПАО «ГТЛК»).
Для реализации лизинговых проектов используется схема финансирования, когда лизинговые компании заключают соответствующие договоры лизинга и судостроительные контракты с судовладельцами и верфями на строительство гражданских судов на льготных условиях. В 2021 и 2022 годах на такой взнос в федеральном бюджете предусматривается по 5 млрд руб. В 2020 году выделение средств из федерального бюджета в рамках госпрограммы на указанные цели не предусмотрено. При формировании проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Минпромторг России планирует подготовить заявку о выделении дополнительного финансирования в объеме 105 млрд рублей на реализацию программы лизинга.
Помимо этого, с целью снижения финансовой нагрузки на оператора пассажирских перевозок законом о бюджете предусмотрены субсидии российским организациям на возмещение части затрат на осуществление морских скоростных пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне на морских скоростных судах на подводных крыльях в объеме по 150 млн руб. ежегодно. Данные субсидии предоставляет Росморречфлот.
Кроме того, в 2019 году Минпромторг России приступил к реализации мер господдержки, направленных на стимулирование строительства маломерных и среднетоннажных рыболовных судов на отечественных верфях (в рамках постановления правительства РФ № 1917 от 27.12.2019).
Новый вид государственной поддержки предусматривает предоставление субсидий судовладельцам на возмещение 30% затрат на строительство рыбопромыслового судна, но не более предельной стоимости, указанной в постановлении. Субсидии предоставляются судовладельцам — заказчикам строительства на российских верфях новых маломерных и среднетоннажных судов рыбопромыслового флота. В федеральном бюджете на 2020 год с учетом корректировки на эти цели предусмотрено выделение средств в объеме 393 млн
руб., в 2021–2022 годах — по 360 млн руб. Финансирование осуществляется в рамках ГП‑18.
В части строительства крупнотоннажных судов утверждено постановление правительства РФ № 1584 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов» (от 04.12.2019). Законом о бюджете на данные цели утверждены объемы финансирования в 2020 году — 4,915 млрд руб., в 2021 году — 7,2 млрд руб. и в 2022 году — 9,9 млрд руб.
В соответствии с утвержденными правилами, с 2020 года ООО «ССК «Звезда» будут оказаны меры господдержки на строительство до 15 судов-газовозов для проекта «Арктик СПГ 2» и трех судов-продуктовозов типа MR на газомоторном топливе. Субсидирование строительства судов-газовозов для проекта «Арктик СПГ 2» будет осуществляться в объеме до 20% стоимости строительства, указанной в
контракте, а танкеров-продуктовозов — в объеме до 25% стоимости строительства. Объем господдержки должен покрывать разницу между фактической (на ССК «Звезда») и контрактной (мировая цена) стоимостью строительства крупнотоннажного судна. Субсидии будут предоставляться авансом в несколько этапов, привязанных к достижению ключевых событий.
Первое пассажирское судно проекта А45-90.2
Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) в мае 2020 года начал резку металла для строительства первого пассажирского судна проекта А45-90.2. Закладку пассажирского теплохода планируется провести в июле текущего года.
Работы выполняются в рамках заключенного 14 апреля 2020 года контракта между АО «СНСЗ» и ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) на строительство двух пассажирских судов класса «река-море». Построенные СНСЗ суда будут работать на маршруте «Красноярск — Дудинка — Красноярск» на реке Енисей.
Теплоход проекта А45-90.2 представляет собой однокорпусное судно с тремя пассажирскими палубами, прогулочной палубой, рулевой рубкой, расположенной в носовой части на второй палубе, с кормовым расположением машинного отделения, трехвальной дизельной энергетической установкой.
Пассажирские суда данного проекта предназначены для перевозки 245 пассажиров в комфортабельных каютах на маршруте протяженностью до 5 тыс. км. Судно имеет возможность доставки пассажиров на берег и доставки пассажиров с берега на борт в условиях необорудованного причала. Для этого на судне предусмотрено размещение быстроходного катера, который также может использоваться как разъездное средство. По условиям контракта суда должны будут быть переданы заказчику в 2023 и 2024 годах.
Первый российский «Афрамакс»
На судоверфи «Звезда» в мае 2020 года спущен на воду первый российский танкер типа «Афрамакс» «Владимир Мономах».
Мощный танкер нового поколения предназначен для перевозки нефти в неограниченном районе плавания. Судно спроектировано с соблюдением высоких стандартов по экологической безопасности. Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе — сжиженном природном газе, что соответствует новым мировым экологическим стандартам.
Длина судна 250 м, ширина 44 м, дедвейт 114 тыс. тонн, скорость 14,6 узлов, ледовый класс ICE-1А. В портфеле «Звезды» уже 12 заказов на суда такого типа.
История строительства танкеров данного типа началась с визита президента РФ Владимира Путина на ССК «Звезда» в сентябре 2017 года — именно тогда состоялось подписание пакетного соглашения о проектировании, строительстве, техническом надзоре, эксплуатации и подготовке экипажей 10 танкеров класса «Афрамакс». Закладка первого танкера типа «Афрамакс» состоялась 11 сентября 2018 года.
В производстве на тяжелом достроечном стапеле находилось четыре «Афрамакса», а в феврале 2020 года состоялась резка металла для пятого. Танкеры оснащены самой продвинутой системой автоматизации класса A. Суда строятся для «Роснефтефлота».
По материалам ЦНИИ «Курс»