Журнал №3 (Август 2025)

Портовый сервис. Бункеровка

Стабильность без роста

О ситуации на бункерном рынке России ИАА «ПортНьюс» рассказал президент СРО «Росморречбункер» Виталий Ковалев.

Виталий Александрович, какова динамика продаж бункерного топлива в российских портах?

— Сразу отмечу, точной статистики по объемам продаж судового топлива в России нет. Поэтому мы оперируем примерными данными, но они позволяют составить общую картину происходящего на отечественном бункерном рынке.

Ситуация во многих отраслях российской промышленности сейчас непростая, и бункерный рынок не исключение. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что наша сфера деятельности по тем или иным причинам никогда не была легкой.

По нашим данным, в 2024 году в морских портах России было реализовано около 7,4 млн тонн ­судового топлива, из которых 5,6 млн тонн составил мазут и 1,8 млн тонн — дизельное топливо. Так, в Балтийском бассейне было реализовано 3,4 млн тонн судового топлива (+20%), в Дальневосточном — 1,7 млн тонн (+16%), в Азово-Черноморском — 1,4 млн тонн (+30%), в Арктическом — около 0,9 млн тонн (-4%). В текущем году объемы продаж судового топлива растут, но незначительно и предпосылок для серьезного увеличения пока нет. По прогнозам «Росморречбункера», продажи бункерного топлива в России по итогам 2025 года снова не превысят 8 млн тонн.

Ожидаете ли вы появления новых игроков на бункерном рынке России?

— Конечно, новые компании появляются: бункеровку как новый для себя вид бизнеса пробуют владельцы ресурса. Кто-то меняет структуру, и тогда появляется новый поставщик, но такие рокировки чаще всего имеют чисто технический характер и не меняют ситуацию в целом. Случается и так, что компания прекращает свою деятельность, в основном по финансовым причинам.

Изменится ли контроль за качеством топлива и соблюдением экологических норм в связи с обязательной регистрацией в реестре участников бункерного рынка?

— Российская Федерация является действующей стороной конвенции МАРПОЛ (Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года). В ней четко прописана процедура контроля за качеством топлива стороной, подписавшей ее.

Здесь никаких изменений не ожидается. Все остальные процедуры (план SOPEP, ПЛАРН, устранение нефтеразливов и пр.) также регламентированы, подробно прописаны и неукоснительно выполняются.

Действующее законодательство не содержит требования об обязательной регистрации бункеровщиков в реестре поставщиков бункерного топлива. Однако если поставщик бункерного топлива не зарегистрирован в указанном реестре, то в силу сложившейся практики налогового правоприменения он не сможет возместить акциз на средние дистилляты. Этот акциз начисляется производителем и составляет значительную надбавку к цене определенных видов судового топлива (до 21 тыс. руб. за тонну).

При этом в настоящее время по поручению правительства РФ в Федеральный закон «О морских портах» внесены изменения, дополняющие его положениями о формировании и ведении реестра поставщиков бункерного топлива.