Рынок перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов значительно изменился под влиянием глобальных вызовов. На основе данных компании «Морвенна» (2018–2025) ИАА «ПортНьюс» проанализировало эволюцию маршрутов, характеристик грузов КТГ и структуры баржевого флота.
Генеральный директор «Морвенна» Леонид Томаш:
— Последние семь лет стали испытанием для судоходного бизнеса в части перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов. В 2018–2020 годах наблюдался рост количества грузоперевозок КТГ на международных маршрутах благодаря стабильной мировой политической ситуации. С 2020 года, с ковидных ограничений, началось падение грузоперевозок сначала на 20%, а в 2021 году уже на 70%.
Проекты, реализованные в 2020 году, планировались и авансировались в 2018–2019 годах. Поэтому, несмотря на ограничения из-за начавшейся пандемии, компания смогла реализовать несколько международных проектов с привлечением иностранного флота и с заходами в порты Румынии, Нидерландов, Великобритании, Казахстана и Азербайджана. А вот проекты 2021-го, которые должны были подтверждаться и авансироваться в 2020-м, были заморожены до 2022 года или по мере завершения пандемии.
Однако в 2022 году из-за введенных в отношении России санкций не состоялся проект перевозки ветроэнергетического оборудования VESTAS для строительства ветропарка в Самарской области.
А под этот проект мы приобрели в самом начале года 12 барж. Нам пришлось переориентировать эти баржи под перевозку генеральных грузов и щебня, а часть барж-площадок длиной 68 м модернизировать под перевозки КТГ по ВВП РФ.
Кроме того, были перестроены бизнес-процессы на новые маршруты через Турцию и работу в акватории Севморпути. Фокус был сделан на российские инфраструктурные проекты. После адаптации к новым условиям ведения бизнеса в 2023 году произошел отскок: увеличение количества рейсов.
С 2024 года компания перешла от глобальных перевозок к сбалансированной региональной модели с упором на СМП и казахстанских партнеров, обеспечивая загрузку флота за счет маршрутов в северных морях, участия в проектах строительства ГТС и шельфовых проектах. Рост перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов начался с конца навигации 2024 года и продолжается в 2025 году. В случае реализации ряда нефтегазовых и промышленных проектов в Казахстане, запланированных в 2026 году, мы выйдем на новый уровень стабильности.