Журнал №3 (Август 2025)

Логистика

Европе больше не наливать

Несмотря на ужесточение санкций ЕС, включая снижение «потолка цен» на нефть, российский экспорт остается устойчивым благодаря гибкости логистики и отсутствию аналогичных мер со стороны США. Односторонние санкции ЕС больше вредят европейским судовладельцам, чем российским нефтяникам.

Постоянно ужесточающиеся антироссийские санкции призваны сократить российский экспорт энергоносителей или, по крайней мере, дохо­­ды от него. Принятый в июле текущего года 18-й пакет санкций ЕС предусматривает снижение «потолка цен» на российскую нефть с $60 до $47,6 за баррель. Со своей стороны, Великобритания внесла в антироссийский санкционный список 135 танкеров и две компании, связанные с энергетическим и нефтяным секторами РФ. Власти США пригрозили ввести 100% пошлины в отношении продукции из стран, закупающих российскую нефть.

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), в первом полугодии 2025 года экспорт российской нефти через морские порты страны снизился на 3,4% к аналогичному периоду прошлого года — ​до 133,5 млн тонн, нефтепродуктов на 5% — ​до 63,3 млн тонн.

По мнению опрошенных «ПортНьюс» аналитиков, европейское снижение «потолка цен» в совокупности с санкциями против танкеров, перевозящих нефть из России, может создать определенные проблемы с точки зрения логистики, но, скорее всего, их эффект будет временным.

«Мы допускаем, что снижение потолка на российскую нефть вынудит греческих перевозчиков, которые на фоне снижения цен на Urals ниже предыдущего потолка во многом заменили попавшие под предыдущие санкции танкеры, отказаться от российской нефти. Это вместе с дополнительными рестрикциями против танкеров может вызвать их дефицит, рост дисконта на российскую нефть или даже временное снижение экспорта. Вероятно, из озвученных санкций именно снижение потолка на российскую нефть является наиболее чувствительной мерой», — ​считает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

Он отметил, что в то же время за последние годы российский нефтяной экспорт стал крайне гибким, поэтому без поддержки США Евросоюз вряд ли сможет значительно повлиять на него в долгосрочной перспективе.

«Санкции, которыми на данный момент угрожают США, конечно, являются более серьезными. Для большинства покупателей российских углеводородов торговые отношения с США являются более важными, чем российская нефть, в связи с чем такие страны в случае вторичных санкций могут отказаться от российского сырья», — ​предположил эксперт.

При этом нужно учитывать, что США не снижали «потолок цен» на российскую нефть и даже не угрожали этого сделать (во всяком случае, пока). Поэтому односторонние европейские санкции «провисают в воздухе»: большинство судовладельцев ориентируются на США, а не на ЕС. То есть санкции Евросоюза создают проблемы не столько российским нефтяникам, сколько европейским судовладельцам, которые оказываются в неравной конкурентной позиции по отношению к судовладельцам из других юрисдикций.

Независимый эксперт в области ТЭК Кирилл Родионов отмечает, что количество танкеров, попавших под европейские санкции, возросло с 339 до 444 единиц. Эффект предыдущего пакета санкций, введенного в мае 2025 года, сводился к временному снижению перевозок российской нефти танкерами, находящимися в греческой юрисдикции.

Однако рынок быстро «отыграл» майские запреты: по данным S&P Global Platts, объем перевозок российской нефти зарегистрированными в Греции танкерами увеличился с 11 млн баррелей в мае 2025 года до 24 млн баррелей в июне 2025 года, а их доля в общем тоннаже перевозок нефти из РФ — ​с 10 до 26% соответственно.

Что касается экспорта нефтепродуктов, то здесь санкции оказывают еще меньшее влияние, чем в случае с нефтью.

По мнению Сергея Кауфмана, другие санкционные меры, как, например, запрет на импорт неф­тепродуктов из российского сырья, являются неэффективными, поскольку соблюдение таких санкций сложно отслеживать. Ничто не мешает той же Индии или странам Ближнего Востока отправлять нефтепродукты из российской нефти на внутренний рынок, а в ЕС — ​нефтепродукты из другого сырья.