Журнал №3 (Август 2025)

Инфраструктура

Глубина кадровых проблем

В России около 160 дноуглубительных судов, что недостаточно даже для текущих задач. Для покрытия минимальной потребности требуется еще 31—33 судна. Чтобы эта техника работала, необходимо на регулярной основе готовить 1500 специалистов, иначе кадровый дефицит затормозит развитие и усилит зависимость от иностранного флота.

Задача импортозамещения техники и знаний в области дноуглубления стала особенно актуальной после ухода с российского рынка в 2022 году «большой четверки» европейских компаний (Van Oord, Boskalis, Jan de Nul, DEME). Современная система подготовки специалистов дноуглубления в России находится на этапе активного становления. Возрождение образовательных программ после длительного перерыва требует значительных усилий по восстановлению компетенций, привлечению квалифицированных кадров и созданию современной материально-технической базы. Успех этих инициатив критически важен для обеспечения технологической независимости России в стратегически важной сфере морского и речного строительства.

В связке

Говорить о системе подготовки специалистов в области дноуглубления необходимо с привязкой к фактическому анализу количества доступного вспомогательного флота в России. Так, на текущий момент в России зарегистрировано около 40 дно­углубительных судов, предназначенных для работы на морских акваториях, и примерно 120 судов для производства работ на внутренних водных путях, то есть в сумме порядка 160 единиц специализированного дноуглубительного флота, при этом, по оценкам Минтранса России, средний возраст флота в 2021 году превышал 36 лет, что, безусловно, свидетельствует о необходимости скорейшего обновления судов.

Крупнейшим оператором дноуглубительного флота в России является ФГУП «Росморпорт», который располагает флотом порядка 20 судов (по состоянию на июль 2025 года), что, в свою очередь, по итогам 2024 года, позволило обеспечить выполнение собственными силами только 56% от запланированного объема работ, это свидетельствует о существенном дефиците судов, который составляет по меньшей мере 16–18 единиц флота.

Также объективные оценки потребности Российской Федерации в дноуглубительном флоте могут быть сделаны по результатам анализа количества выданных разрешений на работу в каботаже для иностранных дноуглубительных судов. Так, в 2023 году было выдано 16 разрешений для работы иностранных судов, а в 2024 году — не менее 10 разрешений. Исходя из указанных данных можно сделать объективный вывод о дефиците в России высокопроизводительного флота в количестве не менее 15 единиц.

В результате на текущий момент общая потребность Российской Федерации в современном дно­углубительном флоте составляет от 31 до 33 единиц, а для закрытия всех потребностей России и компенсации зависимости от иностранного флота общее количество современных дноуглубительных судов должно составлять не менее 200 единиц, что, в свою очередь, требует развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации на регулярной основе не менее чем для 1500 профильных специалистов.

Как учим

Базовая подготовка кадров для дноуглубительных работ осуществляется в рамках специальности 26.02.01 «Эксплуатация внутренних водных путей», реализуемой в профильных учебных заведениях страны, прежде всего в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ).

Также ряд учебных заведений, таких как Хабаровский техникум водного транспорта, предлагает пройти подобное обучение в рамках программы среднего профессионального образования. Дополнительные образовательные возможности можно получить в рамках курсов профессиональной подготовки для багермейстеров, которые реализуются в том числе в дистанционном формате.