Журнал №3 (Август 2025)

Инфраструктура

Реки устремились в «коридоры»

Российские власти планируют интегрировать речной транспорт в мультимодальные транспортные коридоры, цифровизировать логистику и создать новые перегрузочные центры, но сначала нужно обеспечить полноценное финансирование содержания ВВП России и устранить «узкие места».

Россия обладает одной из самых больших в мире сетей внутренних водных путей (ВВП) — почти 102 тыс. км, соединяющих 60 регионов. Из них практически половина — 49 тыс. км — судоходные участки с гарантированной глубиной и гидротехническими сооружениями (741 судоходное гидротехническое сооружение, СГТС). Но это богатство используется не всегда эффективно: пока речной транспорт проигрывает конкуренцию автомобилям и поездам, а его развитие тормозится во многом из-за нехватки денег.

В режиме полумер

Достаточно взглянуть на официальные данные Росморречфлота. Например, в 2023 году на содержание ВВП России было выделено 28,3 млрд руб., или 88% от нормативных расходов, в 2024 году — 27,9 млрд рублей (84%). В 2025 году на эти цели было предусмотрено финансирование в размере 26,5 млрд рублей (72% от плана).

По информации, опубликованной в годовом отчете Счетной палаты РФ, в 2025 году Росморречфлот получил на содержание внутренних водных путей и СГТС на 4,9 млрд руб. меньше, чем требуют нормативные затраты. На капитальный ремонт СГТС финансирование сокращено на 1,9 млрд руб. от нормы.

«Постоянное недофинансирование содержания внутренних водных путей и затянувшиеся сроки ликвидации лимитирующих участков привели к потере значительной части грузовой базы», — признал на заседании Морской коллегии России руководитель совета по развитию и обеспечению морской деятельности Сергей Вахруков. Кризисная ситуация складывается и с обеспечением безопасности СГТС, большая часть которых имеет износ свыше 80%. В итоге снижается рентабельность перевозок внутренним водным транспортом, что, в свою очередь, негативно сказывается на состоянии речного флота.

Ситуация настолько серьезная, что Минтрансу пришлось изыскивать средства в разгар навигации. «В этом году мы столкнулись с дефицитом в 2,5 млрд руб. на содержание водных путей. Часть средств удалось изыскать за счет временного перераспределения бюджета, но это полумеры», — пояснил заместитель министра транспорта Александр Пошивай в июле текущего года на заседании Комитета по транспорту, прошедшем в Торгово-промышленной палате.

Он пояснил, что Росморречфлот высвободил 1 млрд руб. за счет временного приостановления капитальных ремонтов. Оставшиеся 1,256 млрд руб. были перераспределены Минтрансом за счет сокращения будущих расходов. В соответствии с поручением президента РФ полноценное финансирование ожидается только в 2026 году.

Ликвидация «узких мест» 

Помимо преодоления финансовых трудностей, в ближайшее время ожидается решение многолетней проблемы — «узкие места» на ВВП наконец будут ликвидированы. Сейчас на некоторых участках реки Дон (где допустимая осадка судов составляет 3,1 м) и реки Волга (Городецкое направление с лимитом в 3 м) сохраняются серьезные ограничения для судоходства.

Для комплексного решения этой задачи на Волге и Дону с 2016 года реализуются два масштабных инвестиционных проекта: строительство Багаевского и Городецкого гидроузлов.

Сроки реализации этих гидротехнических проектов неоднократно переносились, а чрезвычайное происшествие в Городце летом текущего года добавило неопределенности в сроки ликвидации «узких мест» на Единой глубоководной системе европейской части России.