Северный морской путь раньше считался нишевым маршрутом для вывоза ресурсов с арктических месторождений. Теперь он стал частью важного транспортного коридора. Для его работы нужен единый оператор, нормативная база и особенно развитие инфраструктуры.
Северный морской путь (СМП), границы которого ограничены Карскими воротами на западе и Беринговым проливом на востоке, все более рассматривается лишь как часть Трансарктического транспортного коридора (ТТК) от Санкт-Петербурга до Владивостока. Это обусловлено совокупностью факторов: вопросами национальной безопасности в условиях риска перекрытия Балтийских и Черноморских проливов, ограниченной провозной способностью Восточного железнодорожного полигона, проблемами на традиционном южном маршруте через Суэцкий канал, переориентацией на торговлю с Китаем и другими странами АТР. Чтобы заработал Трансарктический транспортный коридор, необходимо подвести под его функционирование нормативно-правовую базу и определить единого инфраструктурного оператора для обеспечения однообразных правил и сквозных тарифов.
По мнению заместителя министра транспорта России Александра Пошивая, на первом этапе необходимо нормативно закрепить маршрут Санкт-Петербург — Мурманск — Архангельск — Владивосток.
«На первом этапе необходимо провести правовое закрепление маршрута ТТК по аналогии с тем, как это сделали применительно к Азово-Черноморскому, Восточному, Северо-Западному направлениям и МТК «Север — Юг»... Это позволит всем участникам процесса внешнеэкономической деятельности понять маршрут и планировать свои проекты уже применительно к конкретным географическим локациям», — считает Александр Пошивай.
Что касается единого оператора коридора, то в настоящее время за развитие СМП отвечает госкорпорация «Росатом», однако единый инфраструктурный оператор для Трансарктического коридора пока не утвержден. По мнению советника президента РФ, специального представителя президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игоря Левитина, таким оператором должен также стать «Росатом», однако ключевым условием его деятельности должно стать отсутствие монополии.
«Мы говорим об инфраструктурном операторе прежде всего. У нас не должно быть монополии на инфраструктуру, на шиппинг и на перевалку грузов… Инфраструктурным оператором транспортного коридора, на мой взгляд, должен выступать «Росатом», потому что только он сможет обеспечить прохождение ледоколами Северного морского пути. А уже вопрос, может ли «Росатом» или его компании заниматься шиппингом и перевалкой в портах, — это уже вопрос конкуренции», — сказал Игорь Левитин.
Фундаментальные задачи
Для успешного функционирования коридора потребуется масштабное развитие инфраструктуры, а также создание припортовых торгово-производственных зон. В этом контексте особый интерес представляют перспективы порта Архангельск, который уже сегодня демонстрирует свою востребованность — китайская контейнерная линия NewNew Shipping активно использует его мощности. Конкурентное преимущество Архангельска заключается в более коротком транспортном плече в сравнении с портами Балтики при доставке грузов в центральные регионы России.
Но есть и недостатки: слабо развитая терминальная инфраструктура и малые глубины. Сейчас в порту всего 9,2 м, что позволяет принимать суда водоизмещением до 35 тыс. тонн.
Для решения этой проблемы разработан проект строительства глубоководного района порта, который предусматривает создание пяти терминалов. Согласно планам, глубоководный район морского порта Архангельск будет рассчитан на прием судов с осадкой до 14,5 м и дедвейтом до 75 тыс. тонн. Общая стоимость проекта оценивается в 375,7 млрд руб., в том числе 116,8 млрд руб. — на создание дорожной и железнодорожной сети, а также транспортно-логистического центра.
«Глубоководный порт в Архангельске станет ключевым объектом инфраструктуры, будет поддерживать круглогодичную навигацию и рост грузопотока по СМП. Проект позволит разгрузить Восточный полигон и Азово-Черноморский бассейн, подстегнет развитие промышленности, расширит сотрудничество со странами БРИКС. Грузовая база нацелена на двусторонний грузопоток контейнеров по СМП, экспорт генеральных грузов, минеральных удобрений и нефтяного кокса. Ее дополнят каботажные перевозки угля и бункеровка», — сказал в видеопрезентации губернатора Архангельской области Александра Цыбульского.