За время действия программы инвестиционных квот российские верфи построили 47 судов — лишь 34,6% от общего плана в 136 единиц, включающего два этапа программы. С учетом производственных возможностей верфей и экономических условий отрасли потребуется мобилизация всех ресурсов для выполнения программы в срок.
В 2016 году в России произошла глобальная перестройка рыбной отрасли — традиционная система распределения квот на вылов была заменена аукционной. Это решение запустило масштабную программу обновления промыслового флота: теперь для получения квот компании обязаны строить новые суда исключительно на российских верфях.
Программа включает два ключевых этапа. Первый этап, реализация которого должна завершиться до 2027 года, предполагает строительство 105 судов, включая 64 рыбопромысловых и 41 краболов.
Второй этап был законодательно оформлен подписанием президентского указа в конце декабря 2022 года и первоначально предусматривал возведение более 70 единиц флота, однако впоследствии планы были скорректированы до 46 судов.
По последним данным Росрыболовства (на март 2025 года), в рамках второго этапа должно быть построено 31 судно: 23 краболова, 4 рыбопромысловых судна и 4 транспортных рефрижератора, а также 4 логистических комплекса и 11 перерабатывающих заводов. К настоящему времени, по информации первого заместителя председателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина, в рамках второго этапа инвестквот заключены контракты на строительство 26 судов-краболовов, 11 договоров с обязательством по строительству рыбоперерабатывающих заводов для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
Суммарно программа двух этапов охватывает порядка 136 судов, из которых около 90 относятся к рыбопромысловому классу, причем основной объем строительства должен быть реализован в ближайшие два-три года.
Казалось бы, перед отечественными верфями открылась историческая возможность — впервые с советских времен они получили массовые заказы на строительство флота для рыбаков. Однако эйфория быстро сменилась осознанием серьезных технологических и производственных вызовов. Отечественная судостроительная отрасль столкнулась с целым комплексом проблем — от нехватки квалифицированных кадров и устаревших производственных мощностей до сложностей с поставками комплектующих. Эти вызовы превращают амбициозную программу обновления флота в серьезное испытание для всей отрасли.
Как следствие, темпы строительства рыбопромыслового флота не соответствуют первоначальным ожиданиями и планам. По данным Росрыболовства, на начало августа 2025 года в рамках первого и второго этапов программы инвестиционных квот российские верфи построили 47 судов. В их число входит один краболов, заложенный по второму этапу программы.
Развитие судостроительной программы по годам выглядит следующим образом:
- 2019 год — верфи сдали первые 2 рыбопромысловых судна, положив начало реализации масштабного проекта.
- 2020 год — флот пополнился 4 судами: двумя рыбопромысловыми и двумя краболовами, что вдвое превысило показатели предыдущего года.
- 2021 год — построено 2 единицы: траулер и краболов. Темпы строительства несколько снизились.
- 2022 год — несмотря на осложнение экономической ситуации, введено в строй 3 судна: два рыбопромысловых и один краболов.
- 2023 год — отмечен существенный рост: флот получил 10 новых судов, включая 6 краболовов и 4 рыбопромысловых единицы.
- 2024 год — стал рекордным по темпам строительства: 16 судов (10 промысловых и 6 краболовов).
- 2025 год (по состоянию на август) — построено 10 судов.