Журнал №3 (Август 2025)

Судостроение

Обновление с препятствиями

Российский пассажирский флот нуждается в масштабном обновлении. Это продиктовано как развитием новых речных маршрутов, так и общим состоянием судов, многие из которых построены в советское время и не отвечают сегодня требованиям комфорта и безопасности.

По оценкам аналитического отдела ИАА «ПортНьюс», средний возраст круизных судов, эксплуатируемых в России, превышает 40 лет. Большинство из них построены в 70–80-х годах прошлого века. При этом чем старше такой флот, тем больше расходы на его содержание, ремонт и реновацию. 

Вот почему в последние годы судоходные компании все чаще заказывают строительство новых круизных судов. Самым крупным на сегодняшний день круизным речным судном является «Мустай Карим», которое компания «ВодоходЪ» построила по проекту PV300 на заводе «Красное Сормово» в 2017–2020 годах. 

Сейчас «Мустай Карим» выполняет круизы по рекам России. А вот похожему судну проекта PV300VD «Владимир Жириновский» (бывший «Петр Великий») повезло меньше: его не могут достроить уже почти 10 лет. Заложенный еще в 2016 году теплоход до сих пор находится у достроечной набережной в Астрахани.

На фоне этого в июле текущего года на заводе ОСК «Красное Сормово» произошло знаменательное событие — спуск на воду пассажирского теплохода «Николай Жарков», головного судна проекта 00840 «Карелия». Два других круизных лайнера, как уточнил во время церемонии первый заместитель председателя правительства России Денис Мантуров, должны быть переданы заказчику, компании «ВодоходЪ», в пределах трех лет.

Предполагается, что эксплуатация первой «Карелии» позволит помимо классических маршрутов открыть новые направления. Поскольку теплоходы данного проекта имеют морской класс, география перевозок будет значительно расширена. Новые суда за счет своих габаритов смогут проходить на участках с ограничениями судоходства, включая Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский и Волго-Донской каналы. А круизы будут выполняться как на севере, например в акватории Белого моря, так и на юге — в Каспийском море.

В общей сложности на российских верфях в настоящее время строятся девять круизных судов вместимостью от 140 пассажиров. По словам первого заместителя председателя правительства России Дениса Мантурова, за последние пять лет российские верфи сдали свыше 70 пассажирских судов разного типа и назначения, в данный момент законтрактованы и строятся еще около 80 единиц.

Катамаран встанет на крыло

По оценке Минпромторга России, ежегодно из эксплуатации выводится от 80 до 100 пассажирских судов из-за их физического износа. При этом темпы строительства новых судов остаются довольно низкими. Для ускоренного обновления пассажирского речного флота в ближайшие годы в стране может появиться новое недорогое пассажирское судно. Речь идет о высокоскоростном катамаране на подводных крыльях из композитных материалов с модульным принципом компоновки.  На реализацию проекта Министерство промышленности и торговли России выделило 660 млн руб.