Журнал №3 (Август 2025)

Судостроение

Буксиры для Севера

Компания «ТК Северный Проект» объявила об открытии в Архангельске нового судостроительного завода «СП Чайка». О том, зачем создавать собственное производство и какие суда здесь будут строить, ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор «СП Чайка» Дмитрий Чернов.

— Дмитрий Валерьевич, поздравляем с запуском «СП Чайка»! Какую роль новый завод играет в стратегии «ТК Северный Проект»?

— Спасибо! Для «ТК Северный Проект», специализирующейся на морских грузоперевозках по Северному морскому пути, запуск «СП Чайка» — закономерный этап развития. Это позволит нам за­мкнуть производственный цикл и предлагать рынку комплексные решения. 

Также верфь станет весомым вкладом в импортозамещение в судостроении, особенно в тех сегментах, где сегодня остро чувствуется нехватка современных судов. Мы рассматриваем новый завод как драйвер роста для всей портовой инфраструктуры региона.

— О каких сегментах идет речь? Какие суда будут строиться?

— Анализ рынка подтвердил высокий спрос на современные, надежные и эффективные буксиры-кантовщики. Действующий флот в значительной степени устарел, тогда как объемы грузоперевозок продолжают расти. Буксиры играют ключевую роль в портовой логистике: они обеспечивают безопасность судоходства и маневренность крупнотоннажных судов. Производственные мощности «СП Чайка» позволят восполнить этот дефицит, предлагая рынку буксиры, соответствующие самым строгим современным стандартам.

— Какие конкретно буксиры будут строиться?

— На начальном этапе мы будем строить буксиры-кантовщики ледового класса Arc4 проекта NP19T, способные работать в акватории северных морей. Проектная документация выполнена под надзором Российского морского регистра судоходства.

— Кто ваши основные заказчики?

— Мы ориентированы исключительно на внутренний рынок. То есть это прежде всего портовые операторы, отечественные судоходные и логистические компании. В современных условиях особенно важно развивать собственное производство, и «СП Чайка» готова обеспечить отрасль современными судами, которые будут способствовать развитию портовой инфраструктуры и всей транспортной системы страны.

— Работы по строительству судов уже начались? Когда будет первый буксир?

— Сейчас идет подготовка к сборке судна. Специа­листы компании вышли на завершающий этап закупки судового оборудования, заключены договоры с отечественными и иностранными производителями. Параллельно ведутся работы по модернизации производственного участка и активный процесс комплектования команды профессио­налов. Первый буксир-кантовщик мы планируем спустить на воду уже в июле 2026 года. Уверены, что справимся с поставленной задачей и представим рынку современное и надежное судно.

— Завод расположен в Архангельске. Чем об­условлен выбор локации?

— Архангельск — это город с богатейшими кораблестроительными традициями. Здесь веками строились суда. Живут и работают талантливые и опытные специалисты. Наличие развитой инфраструктуры, доступность квалифицированной рабочей силы — все это сыграло важную роль в выборе места для завода. Мы гордимся тем, что продолжаем славные традиции архангельских корабелов.

— Есть планы развивать производственные мощности завода и расширять номенклатуру судов?

— Сейчас мы полностью сосредоточены на запуске производства буксиров-кантовщиков и хотим зарекомендовать себя как надежный и качественный судостроитель. Наша стратегия — поступательное развитие: сначала уверенное освоение текущей линейки, затем — постепенное расширение компетенций. В перспективе рассматриваем возможность выхода в сегмент более крупных судов.

— Как «СП Чайка» видит свою роль в отрасли?

— Наш завод намерен закрепиться на рынке как производитель современных буксиров-кантовщиков. «СП Чайка» оснащена необходимым оборудованием для строительства судов, отвечающих текущим отраслевым требованиям. В работе мы ориентируемся на потребности российских заказчиков и готовы обсуждать индивидуальные технические решения. Мы уверены, что «СП Чайка» расправит крылья и внесет свой вклад в отечественное судостроение.