Журнал №3 (Август 2025)

Судостроение

Платформенное решение

Первую в России унифицированную платформу для строительства судов типа «река-море» разрабатывают специалисты блока инжиниринга Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Ожидается, что такой подход позволит увеличить производительность труда, снизить стои­мость и сократить сроки строительства судов, что сделает продукцию корпорации более конкурентоспособной. «Целью проекта стало снижение сто­имости строительства судов и сокращение сроков строительства. Для этого мы считаем целесообразным максимально унифицировать однотипные суда как по планировочным решениям, так и по составу и характеристикам судового комплектующего оборудования, что, в свою очередь, снизит стоимость МТО-пакета, а также стоимость и сроки техобслуживания будущих судов», — рассказал заместитель генерального директора ОСК по гражданскому судостроению Кирилл Торопов.

Разрабатывается унифицированная платформа на базе танкера проекта 19900М. Строить на ее основе планируется суда смешанного плавания размерности «Волго-Дон Макс»: сухогрузы, универсальные сухогрузы-контейнеровозы, танкеры и танкеры-химовозы.

Для реализации платформенного подхода специа­листы ОСК предлагают использовать на всех типах судов шесть унифицированных блоков корпуса судна:

  • Блок 1 — носовая оконечность, единый блок для представленных типов судов. Собирается с проложенными коммуникациями, установленным подруливающим устройством и якорно-швартовным оборудованием.
  • Блок 2 — переходный блок от цилиндрической части к носовой оконечности. Для контейнеровоза (надстройка в носу) в переходном блоке размещаются жилые и служебные помещения, для сухогруза и танкера (надстройка в корме) — часть грузовой зоны и носовые служебные помещения.
  • Блок 3 — грузовая зона, собирается под конкретный тип судна (танкер/сухогруз), а также под задачи заказчика.
  • Блок 4 — кормовая оконечность, единая поверхность кормовой оконечности, максимально унифицированные выгородки и стенки цистерн для всех типов судов. Собирается со всем установленным оборудованием и коммуникациями по типам судов.
  • Блоки 5 и 6 состоят из жилой надстройки, рулевой рубки и служебных помещений, единых для всех типов судов.

При строительстве судов на базе платформы типовыми будут не только блоки корпуса, но и судовое комплектующее оборудование. Это позволит сформировать пул постоянных поставщиков, насытить рынок необходимыми запасными частями, что впоследствии должно положительно отразиться на сроках и стоимости технического обслуживания судов.

«Для понимания пожеланий заказчиков мы собираем фокус-группы с клиентами. Такой подход позволяет нам максимально учитывать интересы заказчиков по снижению не только стоимости самого судна, но и стоимости владения судном для получения необходимого экономического эффекта», — добавляет Кирилл Торопов.

На судах, созданных на базе единой платформы, будет использоваться стандартизированный движительно-рулевой комплекс. Также предполагается применение однотипных вспомогательных дизель-генераторов, различаться будет только их количество в зависимости от типа судна.

Применение максимально унифицированного оборудования предусмотрено также в системах энергетической установки (котельная установка, подруливающее устройство, сепараторы топлива и масла) и в общесудовых системах (насосы, оборудование СВ и СКВ, арматура). Помимо этого, планируется внедрение единых схем обстройки и оборудования помещений. Таким образом, по подсчетам специалистов, произойдет сокращение количества уникальных наименований компонентов на 20%.

В ОСК отмечают, что новые платформенные решения проектируются в соответствии с современными международными нормами по выбросу СО2 и индексу энергоэффективности при сохранении или улучшении основных характеристик эксплуатирующихся на текущий момент современных судов.

Будущие суда будут иметь длину 141 м и ширину 16,9 м. Предполагается, что вместимость контейнеровоза составит 471 TEU, а на борту сухогруза можно будет разместить 248 TEU. Что касается вместимости грузовых трюмов/танков, то для сухогруза она составит примерно 12,4 тыс. куб. м, для контейнеровоза — 11,6 тыс. куб. м, а для танкера —  8,9 тыс. куб. м.

Стоит отметить, что платформенные решения имеют ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, они позволяют обеспечить серийность, темпы строительства и равномерную загрузку предприятий. Во-вторых, это снижение затрат на проектирование, более гибкое использование складских запасов комплектующих, а также возможность вести строительство по типу распределенной верфи. Данный подход хорошо зарекомендовал себя и успешно применяется по всему миру.