В условиях ограниченных мощностей верфей и постепенного импортозамещения судового оборудования особую важность приобретает сохранение стареющего флота. Если общесудовые системы ремонтопригодны, то защита корпуса судна от коррозии требует специальных решений.
Вопросы импортозамещения в судостроении резко обострились в феврале 2022 года, когда Россия столкнулась с жесткими санкциями со стороны некогда партнерских стран. Возможности закупки судов за рубежом значительно сократились, а дефицит судового комплектующего оборудования (СКО) как для новых судов, так и для планового ремонта создает серьезные препятствия в реализации проектов развития отечественного судостроения с горизонтом планирования до 2050 года.
По статистике, 70% СКО — поставки из-за рубежа. Выяснилось, что к моменту прекращения поставок и сервисного обслуживания судового комплектующего оборудования западными производителями в России отсутствовали целые направления его производства.
Замена судового оборудования из недружественных стран остается сложным и трудоемким процессом, однако переход на российские аналоги или оборудование из дружественных государств постепенно осуществляется. Что касается строительства флота, то темпы его обновления сдерживаются преимущественно производственными возможностями отечественных верфей. При этом состояние российского флота вызывает серьезную озабоченность: согласно обновленной Стратегии развития судостроения до 2036 года с перспективой до 2050 года, статистика текущего периода неутешительна: 68% танкеров, 76% сухогрузов и 70% пассажирских судов превысили 30-летний срок эксплуатации, причем 18% пассажирских судов находятся в эксплуатации более 60 лет, а средний возраст 65% судов класса «река-море» достигает 43 лет.
В этих условиях критически важной становится задача поддержания безопасной эксплуатации судов с превышенными сроками службы. Если общесудовые системы еще поддаются восстановлению, то состояние корпусов требует особого внимания — их безопасная эксплуатация напрямую зависит от работоспособности систем электрохимической защиты (ЭХЗ), предотвращающих морскую коррозию.
По данным ЦНИИ КМ «Прометей», средняя скорость коррозии наружной обшивки судна танкерного типа составляет 0,23 мм в год, а ледокола или судна ледового класса — 0,5–0,7 мм в год. Поэтому для продления срока службы судов в условиях затянувшегося импортозамещения критически важен системный комплексный подход к антикоррозионной защите.
Электрохимзащита
Электрохимическая защита судов от коррозии включает комплекс классических методов: лакокрасочные покрытия (ЛКП), электрохимическую защиту в виде протекторов и катодной защиты наложенным током (КЗНТ), контактно-щеточные устройства (КЩУ) для винторулевой группы, а также систему защиты от биообрастания (СЗБО).
Принцип комплексной защиты основан на поэтапном включении различных систем: ЛКП служит первичным защитным слоем, при его повреждении активируется КЗНТ, в труднодоступных зонах (кингстонах, тоннелях) работают протекторы, а винторулевая группа подключается через КЩУ. Соблюдение этих принципов, регламентированных нормативными документами с 1985 года, обеспечивает синергетический эффект, позволяющий увеличить срок службы корпусов в 2–3 раза по сравнению с использованием отдельных систем защиты. Ключевое преимущество такого подхода заключается в создании многоуровневой защиты, эффективно работающей в различных эксплуатационных условиях.
Защита забортных трубопроводов
Система защиты от биообрастания обеспечивает безаварийную работу основных судовых систем, сохраняя ходовые и навигационные характеристики. Такие критически важные системы традиционно проектируются и устанавливаются иностранными конструкторскими бюро и судостроительными предприятиями, причем их монтаж и эксплуатация являются строго обязательными (согласно стандарту DNV-RP-B401 — CATHODIC PROTECTION DESIGN, 2005).
В отличие от международной практики в российской судостроительной отрасли к этим требованиям зачастую относятся с излишней необязательностью. В частности, в профессиональном сообществе до сих пор продолжаются беспочвенные дискуссии о необходимости катодной защиты наложенным током, хотя четкие предписания ГОСТ 1985 года и РД 31.28.10-1997 однозначно требуют комплексного применения антикоррозийной защиты.
Показательно, что суда, полноценно оснащенные всем комплексом защитных систем и грамотно эксплуатируемые в соответствии со всеми требованиями, даже после 40 лет службы сохраняют на порядок лучшие технические и эксплуатационные характеристики. Несомненно, если бы все суда начала века изначально имели такие системы, проблема старения флота безусловно сохранилась бы, но его ресурс и сроки безопасной эксплуатации были бы кардинально увеличены.
Диагностика и ремонт
Вторая сторона проблемы импортозамещения — ремонт установленных импортных систем. В начале 2022 года выяснилось, что в РФ полностью отсутствуют производители систем КЗНТ и СЗБО под ключ. Это означало не только невозможность поставки новых систем защиты, но и критическую проблему с заменой расходников — анодов систем КЗНТ и СЗБО, вышедших из строя модулей питания и блоков управления. Дополнительно обострилась проблема сервисного обслуживания: перестали работать лицензионные ключи обновления и доступа к сервисным режимам. Итогом стало превращение эффективных систем ЭХЗ в неработоспособные конструкции.
Однако за три последних года Корпорация ПСС существенно продвинулась в решении этих проблем: освоила производство аналогов, разработала методы диагностики и ремонта. Единственным ограничением остается поставка оригинальных зарубежных узлов систем питания и управления, в то время как поставки и пусконаладка аналогичных анодных узлов уже налажены. Ключевые преимущества российского решения: полное соответствие требованиям ПП № 719, гарантированное сервисное сопровождение на весь срок эксплуатации.
Для судов, строящихся на иностранных верфях, сохраняется проблема: зарубежные производители поставляют свои общесудовые системы (включая КЗНТ и СЗБО), что создает ограничения для ремонта в РФ. В таких случаях Корпорация ПСС предлагает альтернативу — поставку оборудования на зарубежную верфь с полным циклом монтажа и наладки непосредственно на месте.
Для того чтобы сохранить корпус судна на 45 лет безаварийной эксплуатации, особенно в условиях северных широт, необходимо соблюдение обязательных условий:
- установка сертифицированных российских систем ЭХЗ (с сертификатами РМРС, РКО, СТ-1);
- точная настройка источников питания с учетом гидрофизических условий района плавания;
- оперативное реагирование на неисправности — при любых отклонениях в работе системы необходимо немедленно обращаться в сервисную службу поставщика. Отключение системы без диагностики приводит к необратимым повреждениям корпуса;
- профессиональный монтаж анодных узлов КЗНТ и СЗБО, осуществляемый сертифицированными специалистами производителя.
Следует особо подчеркнуть: экономия на системах защиты корпуса сокращает не только срок службы судна, но и его безопасную эксплуатацию. Российская практика судоремонта наглядно демонстрирует — пренебрежение качественной защитой корпусных конструкций неизбежно ведет к преждевременному выходу судов из эксплуатации.
Принципы обеспечения долговечности и безопасности судовых корпусов от Корпорации ПСС:
- проектирование, поставка и установка комплексной системы защиты от коррозии на все строящиеся суда как на российских, так и на зарубежных верфях;
- установка комплексной системы защиты от коррозии на суда, где такие системы ранее не предусматривались;
- агрегатная замена систем КЗНТ и СЗБО импортного производства на комплексную систему защиты от коррозии российского производства;
- обследование, замер потенциалов, проверка работоспособности и дефектование установленных систем КЗНТ и СЗБО на всех судах и морских объектах, где такое оборудование имеет место;
- выработка рекомендаций по сервисному обслуживанию и ремонту.
Корпорация ПСС обеспечивает профессиональную антикоррозийную защиту, гарантируя безопасность и продление срока службы вашего флота.