Журнал №3 (Август 2025)

Акцент. Импортозамещение

Антикоррозийная защита судна 2.0

В условиях ограниченных мощностей верфей и постепенного импортозамещения судового оборудования особую важность приобретает сохранение стареющего флота. Если общесудовые системы ремонтопригодны, то защита корпуса судна от коррозии требует специальных решений.

Вопросы импортозамещения в судостроении резко обострились в феврале 2022 года, когда Россия столкнулась с жесткими санкциями со стороны некогда партнерских стран. Возможности закупки судов за рубежом значительно сократились, а дефицит судового комплектующего оборудования (СКО) как для новых судов, так и для планового ремонта создает серьезные препятствия в реализации проектов развития отечественного судостроения с горизонтом планирования до 2050 го­да. 

По статистике, 70% СКО — поставки из-за рубежа. Выяснилось, что к моменту прекращения поставок и сервисного обслуживания судового комплектующего оборудования западными производителями в России отсутствовали целые направления его производства.

Замена судового оборудования из недружественных стран остается сложным и трудоемким процессом, однако переход на российские аналоги или оборудование из дружественных государств постепенно осуществляется. Что касается строи­тельства флота, то темпы его обновления сдерживаются преимущественно производственными возможностями отечественных верфей. При этом состояние российского флота вызывает серьезную озабоченность: согласно обновленной Стратегии развития судостроения до 2036 года с перспективой до 2050 года, статистика текущего периода неутешительна: 68% танкеров, 76% сухогрузов и 70% пассажирских судов превысили 30-летний срок эксплуатации, причем 18% пассажирских судов находятся в эксплуатации более 60 лет, а средний возраст 65% судов класса «река-море» достигает 43 лет.

В этих условиях критически важной становится задача поддержания безопасной эксплуатации судов с превышенными сроками службы. Если общесудовые системы еще поддаются восстановлению, то состояние корпусов требует особого внимания — их безопасная эксплуатация напрямую зависит от работоспособности систем электрохимической защиты (ЭХЗ), предотвращающих морскую коррозию. 

По данным ЦНИИ КМ «Прометей», средняя скорость коррозии наружной обшивки судна танкерного типа составляет 0,23 мм в год, а ледокола или судна ледового класса — 0,5–0,7 мм в год. По­этому для продления срока службы судов в условиях затянувшегося импортозамещения критически важен системный комплексный подход к антикоррозионной защите.

Электрохимзащита

Электрохимическая защита судов от коррозии включает комплекс классических методов: лакокрасочные покрытия (ЛКП), электрохимическую защиту в виде протекторов и катодной защиты наложенным током (КЗНТ), контактно-щеточные устройства (КЩУ) для винторулевой группы, а также систему защиты от биообрастания (СЗБО).

Принцип комплексной защиты основан на по­этапном включении различных систем: ЛКП служит первичным защитным слоем, при его повреждении активируется КЗНТ, в труднодоступных зонах (кингстонах, тоннелях) работают протекторы, а винторулевая группа подключается через КЩУ. Соблюдение этих принципов, регламентированных нормативными документами с 1985 года, обеспечивает синергетический эффект, позволяющий увеличить срок службы корпусов в 2–3 раза по сравнению с использованием отдельных систем защиты. Ключевое преимущество такого подхода заключается в создании многоуровневой защиты, эффективно работающей в различных эксплуатационных условиях.

Защита забортных трубопроводов

Система защиты от биообрастания обеспечивает безаварийную работу основных судовых систем, сохраняя ходовые и навигационные характеристики. Такие критически важные системы традиционно проектируются и устанавливаются иностранными конструкторскими бюро и судострои­тельными предприятиями, причем их монтаж и эксплуатация являются строго обязательными (согласно стандарту DNV-RP-B401 — CATHODIC PROTECTION DESIGN, 2005).

В отличие от международной практики в российской судостроительной отрасли к этим требованиям зачастую относятся с излишней необязательностью. В частности, в профессиональном сообществе до сих пор продолжаются беспочвенные дискуссии о необходимости катодной защиты наложенным током, хотя четкие предписания ГОСТ 1985 года и РД 31.28.10-1997 однозначно требуют комплексного применения антикоррозийной защиты.

Показательно, что суда, полноценно оснащенные всем комплексом защитных систем и грамотно эксплуатируемые в соответствии со всеми требованиями, даже после 40 лет службы сохраняют на порядок лучшие технические и эксплуатационные характеристики. Несомненно, если бы все суда начала века изначально имели такие системы, проблема старения флота безусловно сохранилась бы, но его ресурс и сроки безопасной эксплуатации были бы кардинально увеличены.

Диагностика и ремонт

Вторая сторона проблемы импортозамещения — ремонт установленных импортных систем. В начале 2022 года выяснилось, что в РФ полностью отсутствуют производители систем КЗНТ и СЗБО под ключ. Это означало не только невозможность поставки новых систем защиты, но и критическую проблему с заменой расходников — анодов систем КЗНТ и СЗБО, вышедших из строя модулей питания и блоков управления. Дополнительно обострилась проблема сервисного обслуживания: перестали работать лицензионные ключи обновления и доступа к сервисным режимам. Итогом стало превращение эффективных систем ЭХЗ в неработоспособные конструкции.

Однако за три последних года Корпорация ПСС существенно продвинулась в решении этих проблем: освоила производство аналогов, разработала методы диагностики и ремонта. Единственным ограничением остается поставка оригинальных зарубежных узлов систем питания и управления, в то время как поставки и пусконаладка аналогичных анодных узлов уже налажены. Ключевые преимущества российского решения: полное соответствие требованиям ПП № 719, гарантированное сервисное сопровождение на весь срок эксплуатации.

Для судов, строящихся на иностранных верфях, сохраняется проблема: зарубежные производители поставляют свои общесудовые системы (включая КЗНТ и СЗБО), что создает ограничения для ремонта в РФ. В таких случаях Корпорация ПСС предлагает альтернативу — поставку оборудования на зарубежную верфь с полным циклом монтажа и наладки непосредственно на месте.

Для того чтобы сохранить корпус судна на 45 лет безаварийной эксплуатации, особенно в условиях северных широт, необходимо соблюдение обязательных условий:

  • установка сертифицированных российских систем ЭХЗ (с сертификатами РМРС, РКО, СТ-1);
  • точная настройка источников питания с учетом гидрофизических условий района плавания;
  • оперативное реагирование на неисправности — при любых отклонениях в работе системы необходимо немедленно обращаться в сервисную службу поставщика. Отключение системы без диагностики приводит к необратимым повреждениям корпуса;
  • профессиональный монтаж анодных узлов КЗНТ и СЗБО, осуществляемый сертифицированными специалистами производителя.

Следует особо подчеркнуть: экономия на системах защиты корпуса сокращает не только срок службы судна, но и его безопасную эксплуатацию. Российская практика судоремонта наглядно демонстрирует — пренебрежение качественной защитой корпусных конструкций неизбежно ведет к преждевременному выходу судов из эксплуа­тации.

Принципы обеспечения долговечности и без­опасности судовых корпусов от Корпорации ПСС:

  • проектирование, поставка и установка комплексной системы защиты от коррозии на все строящиеся суда как на российских, так и на зарубежных верфях;
  • установка комплексной системы защиты от коррозии на суда, где такие системы ранее не предусматривались;
  • агрегатная замена систем КЗНТ и СЗБО импортного производства на комплексную систему защиты от коррозии российского производства;
  • обследование, замер потенциалов, проверка работоспособности и дефектование установленных систем КЗНТ и СЗБО на всех судах и морских объектах, где такое оборудование имеет место;
  • выработка рекомендаций по сервисному обслуживанию и ремонту.

Корпорация ПСС обеспечивает профессиональную антикоррозийную защиту, гарантируя без­опасность и продление срока службы вашего флота.